Ещё один День

4 ноября в России отмечается День народного единства.

Праздники – это прекрасно. Пусть ещё недавно мы могли слышать многочисленные дискуссии о том, что торжественных дней в наших календарях чересчур много, порой очень не хватает чего-то всеобъемлюще доброго и радостного. И в особенности замечательно, когда по случаю праздника объявляется выходной день. Знатоки назовут подобные даты наизусть, остальные могут узнать их в статье 112 Трудового кодекса РФ, где сказано: «нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: Новогодние каникулы; Рождество Христово; День защитника Отечества; Международный женский день; Праздник Весны и Труда; День Победы; День России и…»

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
Споры вокруг этого торжественного дня возникли сразу после его появления. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года, и его политический контекст был очевиден. Праздничную дату перенесли с «красного дня календаря» 7 ноября – очередной годовщины «Великой Октябрьской социалистической революции» или в более мягком варианте — дня согласия и примирения (так праздник стал именоваться с 1991 года). Кому-то такое перемещение понравилось, кому-то не очень, но большинство одинаково недоумевало – и это повод? Освобождение Москвы от поляков? Хм. А где же тогда сентябрьский выходной в честь Мамаева побоища или Бородинского сражения? Нет, мы не настаиваем, чтобы выходного не было вовсе – но пусть будет последовательность!

Возможно, дело было даже не в кажущейся незначительности повода для праздника. Судя по отзывам, главная проблема была в том, что символическое значение торжественной даты было чересчур расплывчатым. Даже 12 декабря – день Конституции, который с 2005 года не является в России выходным днём – имел за собой реальный документ. А где находится народное единство, как его пощупать? Впрочем, подобное непонимание лучше всего разъясняют официальные лица.

ПРАЗДНИК, ВИД СВЕРХУ
Год назад на вручении наград иностранным гражданам за вклад в укрепление сотрудничества с Россией Президент РФ Владимир Путин поведал о Дне народного единства следующее: «Это наш самый молодой общенациональный праздник, но его истоки уходят в глубину веков, к событиям, которые сыграли определяющую роль в истории России. Четыреста лет назад был положен конец Смутному времени и слабости государства. Любой другой исход грозил России потерей независимости, мог лишить нашу нацию исторической перспективы, культурной и духовной самобытности. Судьбу страны решил тогда сам российский народ. Люди объединились во имя России, во имя Родины став выше сословных, национальных, религиозных и прочих различий, показали, что есть вещи и ценности, перед которыми отступает и меркнет всё.

Дух единства и созидания сквозными линиями проходит через всю российскую историю. Эта мощь создавала и соединяла великую державу.

Повороты истории не раз испытывали на прочность Россию, но всегда побеждало единство народа, основанное на любви к родной земле и на ответственности за её судьбу. Это единство было и, уверен, всегда будет надёжной опорой нашего государства. Россия прошла многовековой путь взлётов, ошибок и побед, и в наши дни снова набирает силу, влияние в мире. Мы идём вперёд, но всегда будем помнить свою историю, сделаем всё, чтобы связь времён никогда не обрывалась. Отмечая праздник, все мы чувствуем неразрывную тысячелетнюю историю, наш тысячелетний путь, понимаем, что мы прямые наследники общего дела, которым жили наши предки, что мы должны чтить и беречь свои традиции. Среди них подлинный, глубокий патриотизм и взаимоуважение между народами. Эти ценности и сегодня консолидируют наше общество, служат основой для развития демократии и гражданского самосознания, для укрепления государства и гражданской солидарности».

Впрочем, для обычных россиян праздник, который отмечается – страшно представить – с 2005 года, скорее, успел оставить не мысль о необходимости сплотиться наперекор различиям, а набор нужных ключевых слов из учебника: «Минин, Пожарский, ополчение».

ВОТ НЕСКОЛЬКО ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ПРАЗДНИКЕ:
Максим, студент: Минин и Пожарский? Вспоминать героев прошлого надо, но и о настоящих стоило бы говорить. Вот я не знаю ни одного праздника, связанного с нашей сегодняшней историей, кроме Дня Конституции, а где там герои?

Владимир, пенсионер: Этот праздник нужен стране для объединения русского народа и других наций, проживающих на территории России. Но для меня этот день – просто очередной выходной. Поэтому я его не отмечаю

Екатерина, переводчик: Думаю, самый важный праздник ноября – Международный день матери, который в России практически не отмечают. А что касается 4 ноября, то мне всё равно, это для народа всего лишь повод выпить, а мне — поспать.

И всё же попробуем почувствовать нить прошлого. Сдуем с книг пыль и устроим экскурс во времена Смуты – периода истории страны, ознаменовавшегося множеством кризисов в экономике, политике и всех возможных сферах.

УЧЕБНИК ИСТОРИИ
Не будем углубляться в причины появления Смуты – здесь многого стоили одни только годы правления Ивана Грозного. Забот в стране сложилось предостаточно – неурожай, голод, разбои, чехарда правителей.

Не успел престол остыть после Лжедмитрия I, как вскоре ещё один «чудом спасшийся царевич» расположился в Тушино, откуда законный правитель Василий Шуйский – последний из Рюриковичей – не мог его выгнать. Правительству Шуйского пришлось обратиться за подмогой к шведам – те любезно отвели 15 тысяч солдат на содержание, получив взамен Корельский уезд. Во главе объединенных сил встал Михаил Скопин-Шуйский. Тушинский вор, как прозвали второго Лжедмитрия, был изгнан, а Михаил триумфально вошел в Москву, где, увы, внезапно умер. Эта смерть понизила «рейтинг» и без того непопулярного Василия в глазах народа.

Явный распад российской государственности был крайне соблазнителен для соседей страны. Речь Посполитая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского — в 1609 начинает атаку и осаждает Смоленск. Таким силам Василий Шуйский противопоставить ничего не мог – наемных шведов хватило для Тушинского вора, но польско-литовских захватчиков одолеть с ними было невозможно. Наконец, в Москве произошел политический переворот. Василия насильно постригли в монахи, а пришедшие к власти бояре пригласили на московский престол польского королевича Владислава, сына осаждавшего Смоленск Сигизмунда III. Владиславу предложили престол и переход в православие – из этого сочетания королевич был согласен разве что на первый пункт.

Тем временем в Москве народное единство проявилось в деле анархии. Отряд польской армии, явившийся в Москву в 1610 году, попытался утихомирить волнение, но обстановка оставалась накаленной. К тому же весной следующего года Прокопий Ляпунов, весьма любопытный исторический персонаж, призывая к избавлению от боярского совета, созыву Земского собора и выбору царя, собрал в Подмосковье ополчение и двинулся на Москву. Попытка восстания провалилась и переросла в страшную бойню, жуткий пожар и откровенно патовую ситуацию – ополчение не имеет сил на атаку, поляки запираются в городе, есть нечего ни тем, ни другим. Ляпунова «патриотическое войско» вскоре убивает. И всё же в этот безысходный период в Поволжье формируется второе ополчение, ведомое торговцем мясом Кузьмой Мининым – нашим вариантом Жанны д'Арк. Он призывает собирать средства на покупку снаряжения, причем в своих призывах не стесняется ничего. Если у вас нет нужной суммы – закладывайте имущество, жен и детей. Впрочем, Минин – не лучший командир, и возглавить войско просят князя Пожарского, пострадавшего при неудачном набеге первого ополчения. Пожарский соглашается, и второе ополчение идет к Москве…

Где в это время стоит жуткий голод. Патриарх Гермоген, которого поляки безуспешно просили о духовной поддержке, по легенде, был ими же и уморен. Любопытная цитата об этом есть на одном из сайтов, посвященных патриарху: «озлобленные поляки морили его голодом, давая в снедь сноп овса и немного воды. Эти страдания Гермогена продолжались в течение года». Надо сказать, что сами «озлобленные захватчики» питались ничуть не лучше.

В итоге 1 ноября по григорианскому календарю бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город, куда князь Пожарский вступил с Казанскою иконой Божией Матери. 5 ноября отступивший гарнизон поляков подписал капитуляцию. До конца Смуты и до завершения военных конфликтов было ещё далеко, но один из важных шагов был сделан – в феврале 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого царя из династии Романовых. При этом забавно, что вожди второго ополчения предлагали престол не ему, а шведскому принцу Карлу Филиппу из династии Ваза. Но к тому времени вожди сделали своё дело и могли удалиться…

Стоп. Но что же из перечисленного выпадает на 4 ноября?

ЧТО ВАМ УГОДНО
Правильный ответ – день Казанской иконы Божией Матери, с которой, по легенде, Дмитрий Пожарский вошёл в Китай-город. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником, который отмечался вплоть до 1917 года. Конечно же, за это время календари успели смениться, и из-за разницы между ними важная для православных дата сместилась на 4 ноября – день, когда в военном отношении не произошло ничего особенного.

Впрочем, так ли это важно? Перед нами множество вариантов! Празднуете ли вы годовщину исторического события, знаковый день для верующих или день единения всех россиян – сами решите, что вам милее, – мы поздравляем вас с праздником и полагаем, что в любви к выходным мы все едины.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история