В присутствии предмета и смысла

Оказывается, современные художники Перми могут вполне внятно и страстно говорить о традиционных человеческих ценностях.

Сразу «два в одном» заметных культурных события произошли на прошлой неделе в филиале «Усадьба князей Голицыных» Березниковского историко-художественного музея им. Коновалова. Во-первых, заработал как выставочный зал флигель (а точнее, бывший каретный сарай) усадьбы-музея, который восстанавливали несколько лет. Во-вторых, в нем открылась интересная и даже необычная по нынешним временам выставка современных пермских художников в рамках проекта «Global Art Community».

Необычна она прежде всего своей «обычностью», от которой жители Прикамья отчасти поотвыкли за время гельмановских экспериментов. Представлена станковая, предметная крупноформатная живопись, большей частью маслом и на холсте, и одна скульптура. Произведения семи художников среднего и младшего поколения, наших земляков, уже признанных мастеров и молодых выпускников живописного отделения Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, представлены при содействии Центрального выставочного зала Перми.

Кстати, директор Центрального выставочного зала Ростислав Шабалин, вместе с художниками приехавший на открытие выставки в Усолье, и не скрывал радости по поводу изменения культурной политики в крае.

— Этот проект рождался два года назад с целью представить самых заметных пермских художников в западноевропейском художественном пространстве, — рассказал он. — Тогда Марат Гельман проект не поддержал.

Зато его поддержали в Москве, в министерстве культуры, и это дало нам возможность представить творения наших современников сначала в крае, а затем в Кельне, Берлине, во Франкфурте. И я уверен, что они вызовут там большой интерес, потому что это уровень мастеров, много лет учившихся, долго шедших к своему нынешнему статусу.

— Это проект вполне европейского уровня, который показывает не только «картинки», но и обозначает духовное состояние современного человека, — поддержала его искусствовед Ольга Клименская. — Те, кто зарабатывает на культуре, всякого рода арт-дилеры говорят, что живопись умерла, вышла из моды. Но эта выставка утверждает, что живопись как способ говорить с людьми о том, что их волнует, выразить свое отношение к природе, истории, человеческим чувствам, — далеко не исчерпала своих возможностей. В этих картинах нет придуманных сюжетов, почти все они взяты из реальной жизни. И эта жизнь волнует художников не только с эстетической, но и с этической стороны, побуждает к глубокому размышлению. Художники продолжают традицию русской культуры, смысл их картин не сводится к украшению и развлечению, они заставляют сострадать и сопереживать героям. Это говорит о профессиональной и человеческой зрелости художников, отваживающихся в эпоху всеобщего гламура и иронии изображать быт простого человека, реалистичный уральский пейзаж.

Конечно, это не значит, что картины лишены символичности и глубины, что трактовать изображения можно однозначно. Например, сюжетом картины известной пермской художницы Татьяны Нечеухиной с названием «Светлана Феликсовна» стала сцена из жизни ее соседки — простой женщины в деревенском доме с разноцветными полосатыми половичками, вареньем, кошками и козочкой у крыльца. Душевным теплом и уютом веет от мягкой фигуры хозяйки и всех милых смешных подробностей деревенского дома, и понятно, что из этого дома никто не уйдет голодным и усталым. И в то же время будто высеченный из мрака скульптурный силуэт черной кошки на переднем плане не дает скатиться в слащавость, напоминая о холоде ночи-смерти, о неизбывном одиночестве.

А вот картина «Завтрак» того же автора — гимн солнцу и вечной юности — почти лишен мелких подробностей. В квадрате медового света темный силуэт сидящей за завтраком девочки с тюрбаном из полотенца на голове вызывает в памяти аравийские пески и юную египетскую принцессу Нефертити, вновь и вновь рождающуюся для радости и красоты.

— Я благодарна устроителям выставки, — сказала Татьяна Нечеухина. — Ехала сюда и думала, что не может быть, чтобы люди пришли сюда, в такую даль, в это время, когда требует заботы земля, растения, и это на самом деле важнее. Но так радостно, что пришло столько народу, и даже дети, которые пока многого не понимают из того, что видят, но потом им обязательно воздастся. Мы, художники, много вкладываем в свои картины, полжизни, а то и всю жизнь, нам важен отклик. Это внимание — большой дефицит в эпоху нелюбви, хочется вам поклониться. И место это, старое Усолье — удивительная по красоте и гармонии земля, я рада вернуться сюда снова. Много лет назад, еще студентами, мы приезжали сюда на пленэр...

У картин молодого (он всего три года назад окончил Академию), но очень интересного пермского художника Максима Нурулина зрители задерживаются: он всегда приглашает к диалогу, к продолжению размышления, начатого в сюжете картины. Например, в центральной фигуре картины «Старец» легко узнается легендарная фигура русской истории — Григорий Распутин. С пустым и страшным взглядом старец сидит, прижимая к груди нечто красное, а вокруг валяются обезглавленные петушиные тушки. Или очень простое по сюжету полотно «Яма» с лестницей, уходящей наверх. По ней можно подняться — но можно и спуститься.

— Вообще искусство, я считаю, — больше способ обмена мыслями, чем выстраивание каких-то иерархий, — говорит Максим Ну-рулин. — Я ничего не разрушаю, ничего не создаю, я даю человеку пищу. В какой-то момент посредством картины, живописной мысли этот человек тебя спас, и ты идешь дальше. А потом опять сомневаешься — и так продолжается диалог, вечный спор.

Глубокой поэзии исполнено живописное полотно другого Максима — Каеткина — «Приближение дождя». Темные тона нависшей над рекой тучи не наводят уныние, в них угадывается приближение радости освобождения, затаенная мощь и красота.

По-своему замечательны работы каждого из семи авторов проекта «Global Art Community»: Юлии Пермяковой, Максима Титова, Егора Субботина, Максима Нурулина, Александра Грекова, Максима Ка-еткина, Татьяны Нечеухиной.

Выставка «Global Art Commu-nity» в музее-усадьбе князей Голицыных в Старом Усолье продлится до 25 августа. Не опоздайте!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство