А был ли подвиг?

Памятник бойцам бронепоезда №2 на площади у железнодорожного вокзала г. Березники

Текст: Вячеслав Швец

Через пять лет наша страна будет отмечать печальный юбилей - 100 лет начала гражданской войны. Войны, которая навсегда расколола наше общество на непримиримые стороны. До сих пор ни современная историческая наука, ни сегодняшняя власть не имеют четкой позиции в определении роли и объективной оценки тех сложных потрясений. И возможно, корни многочисленных политических и экономических проблем, которые будоражили и, к сожалению, продолжают затрагивать всех нас, ведут свое начало из той, казалось бы, такой далекой эпохи. В нашем городе есть памятник, который посвящен одному из событий этой действительно страшной и братоубийственной войны. Располагается он на привокзальной площади.

Это творение известного в городе скульптора Геннадия Петровича Контарева вызывает неподдельный интерес и, в некоторой степени, восхищение. Композиция памятника составлена из соединенных блоков, на которых рельефно изображены мужественные фигуры сражающихся солдат и матросов, а также высечен текст, в возвышенном стиле прославляющий павших и сумевших выжить «борцов за народное счастье» — команду теперь уже легендарного бронепоезда № 2.

Открытие этого памятника состоялось в 1978 году и было приурочено к очередному юбилею березниковской комсомольской организации. Дело в том, что команда бронепоезда состояла, в основном, из ленвинских и усольских рабочих, многие из которых действительно являлись на тот момент молодыми коммунистами. Командиром был балтийский матрос, уроженец Усолья Иван Деменев.

Возникает вопрос: а что геройского совершил экипаж, чтобы быть удостоенным памятника, поставленного, правда, через 60 лет после описанных ниже событий. Да, в принципе, ничего особенного. Суть «подвига» состояла в том, что 1 декабря 1918 года бронепоезд попал в засаду, организованную «белыми» в районе железнодорожной станции Кын, и сошел с пути. Но бойцы бронепоезда предпочли сдаче в плен оборону, забаррикадировавшись в составе. В течение дня немного постреляли, а затем под покровом темноты смогли прорвать окружение и уйти через лес к своим. Вот, собственно и весь «подвиг»...

Не нужно забывать, что декабрь 1918 года — это период в советской истории Урала, именуемый не иначе как «Пермская катастрофа». Именно тогда войска Сибирской армии адмирала Колчака, стремительно развивая наступление, наголову разгромила части Третьей Красной Армии Восточного фронта и практически без потерь заняла Пермь.

Впоследствии правительственная комиссия воглаве с И. В. Сталиным выясняла причины поражения Красной Армии и сдачи Перми. В период правления «отца народов» никто в наших краях и не вспоминал о боях бронепоезда, ведь тогда его разгром мог быть приравнен не к подвигу, а совсем наоборот — к вредительству и даже измене.С середины 50-х годов у нас, как грибы после дождя, стали появляться воспоминания доживших до той поры бойцов бронепоезда о том, последнем бое. Кстати, примерно в то же время вышел указ правительства о персональных пенсиях участникам и героям гражданской войны.А в 1971 году вышла книга известного в городе пермского журналиста Владимира Михайлюка «Сражение за мечту», где он в одной из глав, мягко говоря, лукавит, создавая безусловно красивый, но мало что имеющий общего с реальными событиями, миф о последнем бое бронепоезда.

В его произведении бой выглядел следующим образом: горстка красных бойцов (команда из 84 человек. — Прим. автора) заметила (!!!) ловушку белых, заняла оборону и, мужественно, истекая кровью, весь день вела бой, стреляя из 16 (!!!) пулеметов и двух трехдюймовых пушек (!!!). Ночью, когда боезапас (кстати, трехдневный. — Прим. авт. ) закончился, было принято решение взорвать состав и прорываться к своим. Что и было выполнено. В описании этого боя, как говорится, «Остапа понесло» (а, точнее, В. Михайлюка): здесь и цепи белогвардейцев (в его версии сражения их было аж две тысячи!! — Прим. авт.), слепо идущих с горы на пулеметы (!!!!), и, соответственно, сотни (!!!!) белогвардейских трупов, и бои с применением белыми десятков (!!!) гранат... Завершается рассказ цитированием приказа № 503 за подписью командующего Третьей армией Восточного фронта Р. И. Берзина (того самого, что сдал белым Пермь. — Прим. авт. ) о геройском подвиге бойцов, положивших жизни на алтарь революции. Ну, прямо сюжет для голливудского боевика.

Бронепоезд №2 и его команда.Бронепоезд №2 и его команда.Однако исторические факты, подкрепленные архивными документами, показывают картину боя немного в другом свете. В отсутствии командира Ивана Деменева командовал бронепоездом балтийский моряк Иван Шерстобитов. Крушение бронепоезда произошло 1 декабря 1918 года. Красные увидели разобранное полотно. Командир бронепоезда Шерстобитов приказал дать машине задний ход, а машинист дал полный вперед и выскочил из паровоза. Этот факт описан в воспоминаниях выживших бойцов. Налицо явная несогласованность действий, а проще сказать, элементарная паника.Экипаж бронепоезда решил защищаться, так как располагал достаточным комплектом артиллерийских снарядов, имея около 1 млн патронов и запас продовольствия и боеприпасов на три дня, которые они умудрились израсходовать за несколько часов, во время боя с небольшой разведывательной группой белых.Разведчики открыли прицельный огонь, не давая команде выйти из бронепоезда. Экипаж был в безвыходном положении, так как не мог применять пулеметы из-за отвесной горы.

На следующий день разведчики 8-го Бийского полка армии Колчака захватили бронепоезд.При попытке экипажа прорваться из окружения случилась перестрелка, при этом был смертельно ранен поручик Кулигин. И это была единственная потеря у белых. А у красных только горстке бойцов удалось прорваться к своим. Вот такое соотношение потерь.Колчаковский генерал Пепеляев (тот, который успешно захватил Пермь. — Прим. авт.) так отреагировал на захват бронепоезда: «2-го минувшего декабря в бою при д. Паленый Лог пешей командой разведчиков 8-го Бий-ского Сибирского стрелкового полка был взят броневик противника, при чем руководитель этого захвата, начальник команды поручик Кулигин от полученных в бою ран скончался. В память погибшего смертью героя поручика Кулигина передаю этот броневик в собственность частей 2-й Сибирской стрелковой дивизии и приказываю наименовать его и сделать на нем надпись «Броневик имени начальника команды пешей разведки 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка поручика Кулигина».

Стоит лишь добавить что максимальный состав разведывательной команды — не более 10-15 человек!!! Откуда же, спрашивается, взялись «сотни белогвардейских трупов»? Да и вряд ли белые взяли бы на баланс своей армии взорванный бронепоезд.

В заключение хотелось отметить, что автор данной статьи не ставил задачей уменьшить или умалить действительную личную храбрость бойцов, преданных своим идеям с той и другой стороны. Моя цель — лишь убрать мифы о той далекой войне.

Хочется верить, что с осознанием всего трагизма и нелепой жестокости тех лет наше общество придет наконец к четкой, беспристрастной оценке тех далеких событий и извлечет необходимые уроки для недопущения новой гражданской войны. А памятник у вокзала станет символизировать уважение и скорбь по павшим с обеих сторон. Ведь и у красных, и у белых была своя правда, за которую они отдавали жизни.


Автор – научный сотрудник БИХМ им. И. Ф. Коновалова
Опубликовано: Березники Вечерние
Архивные фото предоставлены автором
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


война

История