"Белые ночи в Перми". Аминь

Напоследок пермяки оттягивались по полной... На фото: "Белые ночи в Перми", 23 июня 2013 года, на концерте группы "Вопли Видоплясова"

Прощальная after pary «Белых ночей в Перми-2013», состоявшаяся в Фестивальном клубе Фестивального городка после завершения всех мероприятий и закрытия ворот городка от зрителей, наполовину напоминала проводы Марата Гельмана. Наполовину – потому что Гельман там был, хотя и заметным, но одним из персонажей, а люди, честно отработавшие 23 дня в качестве артистов, музыкантов, модельеров, технического обслуживания, морячков, и в самом деле отмечали завершение трудовой вахты. Прощались, обнимались, показывали друг другу прощальные номера, танцевали, пели, общались и пр., пр., пр.

Бригада морячков, которые весь фестиваль маячили в разных уголках городка и семафорили флажками, даже сыграли свадьбу. Самую настоящую. Один из морячков женился (на девушке, естественно, не подумайте дурного), и бригада их поздравила, а потом они, как говорится, «расписались». Где-то в первом часу ночи. На сцене «Портовая». Спрашивать было неловко, но я так понял, что регистрация брака была реальной, как в ЗАГСе. Ну, в смысле, сотрудница ЗАГСа сработала «на выезде».

А официальные мероприятия и официальное закрытие «Белых ночей в Перми» досталось министру культуры Пермского края Игорю Гладневу. После финальной песни Ассоль из мюзикла «Алые паруса» (мощная, оказывается, штука, этот мюзикл, честно не ожидал) министр вышел на главную сцену, произнёс вдохновенную речь и отдал приказ спустить флаги «Белых ночей». Финиш. Символично. Хотя, если кто не в курсе, те, наверное, и не заметили. Хотя, после информационного цунами минувшей недели, кто ещё не в курсе? Достаточно вспомнить слово «гельман»… Поэтому и прощальная ночная вечеринка (сопровождавшаяся, кстати, замечательным музыкальным «джемом», хотя и конферировал его Андрей Чепарухин) наполовину напоминала проводы Марата Гельмана.

Прощеваясь, Гельман сказал, что, вот, внесёт пессимистические нотки (выступая перед Гельманом директор Фестивального городка Владимир Гурфинкель сказал, что главное: «Белые ночи» будут, и неважно, кто их будет делать, они будут и это главная наша победа») и выразил неуверенность в победе. И условился, мол, вот, если через пять лет вся эта пермская движуха будет ещё продолжаться (имеется в виду не только фестиваль «Белые ночи», а и вообще, проект «Пермь – культурная столица»), тогда – да, он Марат Гельма признает, что «нам» что-то удалось сдвинуть, что-то удалось изменить и возврат невозможен. Эк загнул… на пять лет вперёд. Да мы тут не знаем, когда у нас наследная монархия восстановится, не восстановилась ли уже, а он про культуртрегерский проект через пять лет. Всё-таки верно министр культуры Владимир Мединский беспокоился – присматривает Гельман себе местечко в школьном учебнике истории.

Впрочем, ситуацию с Гельманом и вокруг Гельмана мы, кажется, уже разобрали и, надеюсь, достаточно подробно, чтобы лишний раз не повторяться (на всякий случй: посмотреть можно по этой ссылке).

Вкратце лишь напомню, что, если вдуматься и проанализировать известные частности и подробности, получается, что скандалы вокруг «Белых ночей» были: в интересах политических оппонентов Виктора Басаргина (которых на местном уровне не наблюдается, но за пределами Пермского края и в Москве отчётливо прослеживаются), в интересах части пермских чиновников и т.н. «деятелей культуры» (которые хотели бы сами сидеть на распределении финансовых потоков «на культуру», а не так, чтобы Гельман) и в интересах самого Марата Гельмана (которому – если уж всё равно уходить, то чтобы с репутационным наваром, который даёт скандал).

Про последнего, кстати, ещё одна, новая, забавность – на той самой after party в Фестивальном клубе Гельман предварил своё выступление о пяти годах чтобы «посмотреть», сообщением, что его пару часов назад пытались вывести из числа директоров «белых ночей» («За час до завершения фестиваля», - ехидно добавил Владимир Гурфинкель). Не знаю уж, верить или не верить. С одной стороны, ничего фантастического нет, в РФ всякое может быть. С другой стороны, Гельман заявлял про обыски и про изъятие картин для проверки на экстремизм, а полиция потом опровергала. Согласитесь, российская полиция – более солидный источник информации, заслуживающий большего доверия, нежели галерист-скандалист, которого даже в учебники истории включать нельзя. Впрочем, мы отвлеклись.

При этом скандалы вокруг «Белых ночей» были НЕ в интересах: пермского губернатора Виктора Басаргина и пермского премьера Геннадия Тушнолобова, части пермских чиновников и «деятелей культуры», уже причастных к финансовым потокам «Белых ночей», и жителей Перми и Пермского края. Для последних – потому что за очень небольшие бюджетные деньги (мы уже считали, но полагаю повторение уместным: примерно 190 бюджетных рублей на каждого посетителя Фестивального городка) Прикамье получало замечательное событие в своей культурной жизни.

Именно Прикамье, именно массы населения, а не узкие группы богатеньких буратин, которые могут заказать «звезду»за несколько миллионов на свою after party, или и вовсе – смотаться на такую же закрытую вечернику за бешеные деньги в Москву или Париж, или Ниццу.

Тут, пожалуй, процитирую, уже приводившееся однажды высказывание директора Эдинбургского книжного фестиваля (которое, в свою очередь, процитировал на пресс-конференции один из ведущих Книжного фестиваля «Белых ночей» Александр Гаврилов): «Фестиваль – это продажа уникальных культурных переживаний». Высказывание само по себе многозначное, но для нашей ситуации, пожалуй, самое важное, что эти уникальные культурные переживания доступны всем. Кому-то чуть больше (тем, кто приобретает, например, ещё и билеты на платные концерты в помещениях), кому-то чуть меньше (тем, кто довольствуется бесплатными выступлениями на открытом воздухе), но – всем. А не только «избранным».

И ещё одно мнение, другой ведущей Книжного фестиваля «Белых ночей», писательницы Линор Горалик (без кавычек, потому что пересказываю своими словами): фестиваль «Белые ночи» - это то время, когда люди готовы интересоваться культурой. Люди, вечно занятые, вечно озабоченные хлебом насущным и злобой дни сего, специально выделяют время, чтобы ходить по культурным площадкам, получать те самые «уникальные культурные переживания». Именно этот, несомненно позитивный, эффект даёт сосредоточение массы культурных событий в одном месте и в одно время.

И, кстати (это уже лично моё наблюдение, простое, но никем, кажется, до сих пор не озвученное), именно на такого рода фестивалях пресловутый «эффект толпы» (т.е. когда человек, находящийся в массе других людей, поддаётся общему настроению этой массы, и тем самым масса людей приобретает новое, самостоятельное качество) работает в самом-самом хорошем смысле. Не агрессия, но любовь, не отчуждение, а объединение, не злость, а наслаждение. Это важно, потому что не можем мы жить вне общества, вынуждены мы жить в обществе, рядом с другими людей, или, как говорил профессор Выбегалло, ан масс. Кому как, а лично мне приятнее, чтобы этот «ан масс» был объединен культурными ценностями, а не желанием кого-нибудь побить, что-нибудь сжечь, разбить, перевернуть.

Итак, «Белые ночи в Перми-2013» завершились, спасибо, что они были, и это, несомненно, главное событие минувшей недели. В Перми, Пермском крае и, не побоимся высоты, в России. Будущее фестивального проекта, что бы ни говорили сейчас политики и чиновники, туманно, но с этим разбираться и это обсуждать мы будем уже потом. А также с политикой, экономикой и всем-всем-всем, что обыкновенно составляет главное содержание нашей жизни. Кстати, и светлое время суток пошло на убыль. Аминь.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Постфактум