Учитель русского языка, которая не жалеет

Открытый урок в Пермском педагогическом колледже на тему «Функциональная стилистика и профессиональная успешность».

Ирина Ильина - преподаватель русского языка и литературы. Педагогический стаж 15 лет. Работала в ПУ № 40, а последнее время в связи с реорганизацией профтехучилищ - в строительном техникуме. Призер краевого конкурса «Учитель года-2013» в номинации «Педагог профессионального образования».

— В анкете участника конкурса вы написали, что любите поэзию.
— Увлеклась поэзией, когда училась в университете, особенно поэзией «серебряного века». Ахматова, Цветаева, Гумилев... Это был интереснейший период в истории российской словесности, давший много неординарных творческих людей: большого таланта, яркой личности, интересной судьбы. Так как в учебной программе на эту тему не так много отводится времени, всегда стараюсь включать ее в программы дополнительных занятий, факультативов.

— Ирина Владимировна, ваши выпускники — строители, автомеханики, уровень среднего руководящего звена. В жизни на стройке встретишь мастеров и прорабов, которые читают стихи?
— Почему бы и нет? Может, так судьба сложилась, что стал он строителем, а в душе он живет поэзией.

— Что же все-таки определило выбор в пользу не школы, а профессионального образования?
— Стечение обстоятельств. После окончания университета искала работу, в центре занятости населения была только одна вакансия: в ПТУ № 40. Я пришла. Директор Вера Федоровна Лежнева посмотрела на меня и спрашивает: «Вы не боитесь? Вы понимаете, какой здесь специфический контингент?» А я в эйфории (позади удачная студенческая практика) уверенно отвечаю: «Конечно, нет». И хочу сказать, что ни разу о принятом решении не пожалела. Интересно видеть, как за три-четыре года кардинально меняются ребята. Они приходят к нам в 15 лет, часто вообще не зная и не понимая, зачем тут оказались (какая там внутренняя мотивация, профессиональный выбор!), а на выходе они уже специалисты, и ты чувствуешь свою причастность к этому превращению. Конечно, я преподаю не спецпредметы, но литература внутренне обогащает, формирует опыт социальный, духовный.

— Не поверю, что ребята не доводили вас до слез.
— Слез не было. Я поняла, что мне совершенно необходимы психологические знания и через два года поступила заочно в институт по специальности «Психология». Не ради корочек — без знания подростковой, юношеской психологии было бы не справиться. Преподаватель целый день как на арене, в любой момент может возникнуть конфликт внутри группы и надо знать, как реагировать, сохранив свои нервы. Конечно, знания приобретаются и ценой опыта (который, как известно, сын ошибок трудных), но лучше черпать их из научных теорий, чтобы ошибок сделать меньше.

— Имея 15-летний педагогический стаж, вы продолжаете сами учиться, сейчас — в аспирантуре ПГГПУ. Что стало предметом ваших научных интересов?
— Формирование социальных компетенций. Это некий опыт студента, который позволяет ему комфортно чувствовать себя в окружающей среде, знание стратегий поведения в любой ситуации: личной и профессиональной, умение работать в команде — а в итоге быть более успешным в жизни. Компетентностный подход два года назад внедрен в образовательные стандарты. Я просто годом раньше на тему вышла. Ведя психологические исследования, применяла различные диагностические методы. Изучала тревожность, агрессивность, межличностные отношения. То есть научная тема пришла не из головы, а была рождена собственным педагогическим опытом. Тема актуальная. Потребность в рабочих кадрах, в руководителях среднего звена всегда будет. А даже каменную кладку качественно и профессионально бригада каменщиков не сделает, если не умеет работать командой, если ею руководит человек, не умеющий налаживать в коллективе микроклимат.

— А можно на примере урока литературы рассказать, как студенты узнают о разных стратегиях поведения?
— Например, изучали «Грозу» Островского, противоборство Катерины и темного царства. Для нашего поколения классика — фундамент, на котором все держится. А современные студенты могут все академические точки зрения перечеркнуть, у них совершенно иные способы решения проблемы столкновения личности с окружающим миром. Они нерасчетливые, но знают, как поступить, чтобы сохранить себя. Они более практичны, у них уже есть определенная житейская мудрость, которая им кажется правильной, и этот максимализм меня иногда удивляет. Любой конфликт всегда интересен именно с точки зрения разных способов его разрешения, и они охотно на
уроках студентами обсуждаются.

— Мне импонирует, что вас особенно волнует культура речи молодых людей. Молодежь наша, действительно, говорит ужасно.
— А какие образцы для подражания? На телевидении чем сильнее выругались участники шоу, тем выше рейтинг передачи. А если известный публичный человек использует ненормативную лексику, так это покажут 150 раз по всем каналам. Конечно, меня как филолога это не может не волновать. На втором курсе есть дисциплина «Русский язык и культура речи», на занятиях мы проигрываем различные жизненные ситуации.

Один мой студент в эссе «Мой речевой портрет» рассуждает о том, каков портрет современника с точки зрения правильности русской литературной речи, зачем нормы русского языка вообще изучать. И приходит к интересному выводу, что знание языковых норм — одно из условий профессиональной успешности, создает впечатление грамотного специалиста, с которым хочется иметь дело, сотрудничать.

— Ирина Владимировна, при очень напряженном ритме жизни, все-таки выпадает свободное время. Как вы им распоряжаетесь?
— Младшему сыну Матвейке три года, и он особенно нуждается в моей любви и заботе. Занимаюсь плаванием, летом всей семьей выбираемся на юг, к Черному морю.

— Вы довольны тем, как складывается ваша жизнь?
— Думаю, что да. У меня хорошая семья, любимая работа, доброжелательный коллектив. Галина Витальевна Кадочникова, заместитель директора по научно-методической работе, ездила со мной в Пермь на конкурс, поддерживала, настраивала. Коллеги звонили, переживали, болели за меня. Это очень приятно, греет душу.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы