В Березниках играли классику - "Вишнёвый сад"

Эту премьеру в Березниковском драмтеатре ждали давно. И давно готовились.

В минувшие выходные в Березниках играли классику - «Вишневый сад» по пьесе Антона Павловича Чехова. Средства на Чехова в постановке художественного руководителя театра Дениса Кожевникова театр выиграл в конкурсе министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.

У Чехова нет центрального конфликта, это «атмосферные», психологические пьесы, поэтому очень важен ансамбль. Сложить этот «пасьянс» — самое сложное.

— Пьеса сложнейшая, пьеса мирового репертуара, и для нас, для состояния труппы на сегодняшний день ее постановка — своего рода рекордная планка, пьеса «на вырост», — говорил, волнуясь, на пресс-конференции перед премьерой режиссер-постановщик Денис Кожевников. — Год назад о такой пьесе я не мог и подумать. Но наши молодые актеры — Под-дубный, Гусев, Соколова, Сидорова — растут с «космической» скоростью.Работа над постановкой началась еще в ноябре прошлого года, и не с привычного распределения ролей, а с творческого штурма. Был объявлен кастинг: актеры выбирали себе роли, близкие им, и играли этюды (сцены из пьесы), внося в образ свои краски. Что-то добавлял худрук, выбирая близкое к задуманному им общему образу спектакля.Для некоторых окончательное распределение ролей стало неожиданностью. Актриса Мария Сидорова пробовалась на роль горничной Дуняши, а ей досталась роль Ани, дочери Раневской, в роли которой она только «подыгрывала» в другом этюде товарищам. Но, как показал спектакль, режиссер не ошибся: роль «светлого ангела» Ани ей с блеском удалась. Как в родной стихии, свободно чувствуют себя в классических характер-ных ролях ветераны театра Анатолий Бутор (Гаев), Вячеслав Беляков-Нестеров (лакей Фирс), Николай Волхонский (помещик Симеонов-Пищик).Лопахина на премьере играл сам Денис Кожевников. В его понимании это не грубый хам-купец, он тонко чувствует и страдает от непонимания, хотя при этом остается человеком сильным и сознающим свою растущую силу.Над достойным художественным и музыкальным обрамлением спектакля поработали приглашенные профессионалы из Ульяновска: художник-сценограф, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Дмитрий Аксенов и композитор Олег Яшин. Кстати, приятным сюрпризом для зрителей в спектакле стало исполнение актерами старинных романсов и игра «вживую» на музыкальных инструментах.

Персонажей пьесы, написанной 110 лет назад, роднит с нами одно: они так же, как и мы, живут на сломе времен, когда обычаи и смыслы одной эпохи уже исчерпали себя, а новые еще не утвердились. Символом отмирающего времени становится парящий над сценой высохший белый скелет вишневого деревца с корнями, в то время как люди еще спорят, шутят, поют, влюбляются и подсчитывают. Они хотят, чтобы все было как раньше, упорно отказываясь замечать, что как раньше уже быть не может никогда.

Многое поменялось за сто лет, но в главном мы все те же. Дико звучит сейчас реплика барина Гаева своему 87-летнему лакею Фирсу: «Ладно, так и быть, сегодня сам разденусь», но зато забота и преданность Фирса о своем подопечном кажется уже не рабской, а почти материнской.Это просто любовь, и последние слова и сожаления забытого в заколоченном доме больного старика не о себе, а все о нем, непутевом барине. Для Фирса нет выбора между свободой и любовью, зачем ему свобода, где он никому не нужен?Люди уходят со своим временем, не умея и не желая меняться вместе с ним. Великолепная барыня Раневская (заслуженная артистка РФ Татьяна Гладенко) даже ради своего спасения не опускается до суеты и высокомерно не замечает отчаянной влюбленности Лопахина, советуя ему жениться на Варе. Кстати, Варю играет интересная, новая в театре актриса — Софья Демидова.

В школе нас учили, что будущее за Петей Трофимовым и Аней, провозвестниками революции, борцами с социальным неравенством. Но сейчас ясно, что и Петя — такая же игрушка истории, и ему суждено проиграть. В исполнении Алексея Корсукова «вечный студент» — существо невнятное и недопроявленное, способное вызвать восторг только у юной неопытной Ани.

Смех зрителей в зале не раз вызывал гротескный неудачник Епиходов (артист Дмитрий Под-дубный). Молодые актеры гармонично и жизнерадостно разыгрывают амурное трио Епиходов-Дуняша-Яша. Манерная Дуняша (артистка Наталья Соколова) и «культурный» хам Яша (артист Илья Еремеев) смешны и в то же время вызывают жалость своей беззащитностью и обреченностью. Они всего лишь фигуры в общем гибельном водовороте, где никто не понимает и не жалеет друг друга.Центральным эмоциональным акцентом спектакля становится монолог Шарлотты, безродной приживалки, предстающей в костюме Пьеро (одно из немногих самовольных нововведений режиссера, в основном с пиететом обращающегося с текстом пьесы). Возникшая ниоткуда и идущая в никуда, человек без корней, нелепая и смешная Шарлотта Ивановна в ярком исполнении Ольги Шимякиной — очищенный до абсолюта символ бессмысленности краткого человеческого существования, пути из одной тьмы в другую. Кружатся под старинный русский вальс пары в усадьбе, которой уже давно нет, рубят вишневый сад... А что в остатке?— Для меня история «Вишневого сада» — это история о неумолимом времени, единственной категории, неподвластной человеку, — делится сокровенным режиссер. — У меня нет ответа, есть только вопрос, ответ на который каждый ищет для себя в течение жизни. В чем смысл жизни, учитывая, что она заканчивается? Мне интересно, как сейчас воспринимает «Вишневый сад» молодое поколение, старшеклассники, у которых эта пьеса в обязательной программе по литературе. Я очень надеюсь, что эта история будет для них живой и не далекой от сегодняшнего дня, потому что для людей старшего поколения она итак близка. Опыт жизни подсказывает, что мало что изменилось с тех пор, когда была написана эта пьеса...


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство