Сила притяжения равна вниманию к нарушениям

Заключённая Мария Алёхина - ещё не святая, но уже символ и центр притяжения внимания

Неожиданную заботу проявила прокуратура о безопасности заключенной в березниковской ИК-28 участницы панк-группы Марии Алёхиной. Прокуратура неожиданно внезапно сообразила, что в ИК-28 содержатся, в основном, рецидивистки (работники самой колонии, прада, эту информацию «Иной газете» не подтвердили), а осуждённых по «лёгким статьям», таких, как Алёхина, содержать совместно с рецидивистками нельзя. Прокуратура потребовала Алёхину перевести в другое место заключения. Правда, сама Мария Алёхина переводиться не желает. В чём загвоздка?

Второй год с того момента, как девушек из панк-группы с неприличным названием Pussy Riot, арестовали и приговорили к заключению в исправительных колониях за хулиганскую выходку в Храме Христа Спасителя, исполнился в марте.

Девушек, устроивших панк-концерт в том же помещении, где успешно и без правоохранительных последствий проходят выступления других мастеров эстрады, осудили и отправили отбывать наказание подальше от Москвы и столичной жизни. Порознь, разумеется (не положено участникам одного и того же преступления отбывать наказание в одном и том же месте, фильм «Джентльмены удачи» в этом смысле неправдив). Двух девушек посадили реально, третьей наказание смягчили и, после небольшой отсидки, дали условный срок. Как говорят, за то, что «пошла на сотрудничество».

Казалось бы, точка в высоких отношениях поставлена (тут про власть, а не про чувства).

Но обе сиделицы - и Надежда Толоконникова и Мария Алёхина остались в сфере внимания столичной прессы. А раз столичная пресса интересуется, значит и краевая с городской непременно отписываются. Этакая вертикаль интересов масс-медиа. Есть, ведь, такая старинная поговорка: что не написано в газете, того не было. В современном варианте можно сказать и так: если тебя нет в интернете, тебя не существует (напомним, что пользователями интернета в одной только России по официальным только данным являются 52 миллиона человек, к которым вполне можно добавить по 2-3 родственника, считай, вся Россия). Девушки из Pussy Riot, судя по заголовкам интернет-СМИ последних дней, а впрочем, последнего года, существуют.

Буквально на днях очередной новостью о Марии Алёхине стало требование прокуратуры Пермского края (которая, напомним, отбывает наказание в ИК №28 города Березники) перевести заключённую в более безопасную исправительную колонию (цит. по сообщению «КоммерсантЪ»): «Установлен факт нарушения ст. 80 УИК о раздельном содержании ранее осуждённых и впервые осуждённых. Повторный перевод в безопасное место в одном и том же исправительном учреждении запрещён и действующим законодательством не предусмотрен. Прокуратурой перед начальником ГУФСИН по Пермскому краю поставлен вопрос о переводе в другую колонию».

Правда, юрист Александр Подрабинек утверждает (цит. по информации портала grani.ru), что в уголовно-исполнительном законодательстве о сроках содержания в безопасном месте не сказано вообще ничего. А в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений в пункте 177 говорится, что «в случае безуспешности перечисленных выше мер по обеспечению личной безопасности осуждённого (то есть помещение в безопасное место – ИнГа.) начальником ИУ принимается решение о его переводе в другое исправительное учреждение в установленном порядке».

Значит, вопрос безопасности можно было решить своими силами, без указаний и требований прокуратуры. Да и сама Алёхина, по утверждению её адвоката, никакой опасности в березниковской колонии не ощущает (цит. по РАПСИ): «Не хочет перевода в другую колонию, так как здесь у неё есть место учёбы и работы. Она во вторник уже планирует выйти в отряд. Алёхина работает инструктором по швейному производству и будет обучать других осуждённых».

Закономерный вопрос – что это? С какой такой внезапности Пермская прокуратура вдруг озадачилась судьбой именно этой заключённой. И почему именно сейчас, а не тогда, когда угроза жизни Алёхиной, согласно сообщениям масс-медиа (см., например, здесь действительно существовала, начиная с ноября прошлого года?

Официальное объяснение известно. Неофициально официальные лица предпочитают отмалчиваться. Что ж, поскольку официальная версия противоречива, а значит неправдива, попробуем построить собственные версии. Исходя, например, из знаменитого принципа ещё древнеримских следователей: ищи, кому выгодно.

Версия первая. ПРАВДОПОДОБНАЯ
Большинство наблюдателей, полагают, что требование прокуратуры на руку исключительно руководству колонии. Которая, напомним, в начале 2013 года подверглась проверке (подробнее, например, по этой ссылке).

Нетрудно догадаться, что внимание комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было привлечено именно регулярным освещением СМИ жизни и проблем Алёхиной в колонии. До появления столичной хулиганки такой заинтересованности к березниковской исправительной колонии столичные начальники не проявляли. В ходе проверки обнаружилась масса нарушений. От неправомерных вынесенных замечаний всё той же Алёхиной до необорудованных должным образом рабочих мест для всех заключённых.

«Им, конечно, выгодно, чтобы Машу перевели, и она больше не писала жалобы, которые становятся поводом для прокурорских проверок, но и её защите, и ей самой эта идея не кажется удачной, так как это серьёзный стресс», - поясняет адвокат девушки.

Однако, на каком основании переводить девушку куда-нибудь подальше от ИК №28? Ведь жалоб от самой осуждённой больше не поступало. Единственный выход – заиметь прямое указание. Например, от краевой прокуратуры.

Версия вторая. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
А ещё есть город Березники. Проблемный город, в котором из-за техногенной аварии на Первом руднике регулярно что-то обрушается, оседает, трескается и кто-то переселяется. Социальное напряжение растёт и прорывается в СМИ.

И если пару-тройку лет назад дальше местных СМИ эти проблемы едва-едва выходили, то сейчас, на волне регулярного звучания Березников, в том числе как места заключения Алёхиной, краевые и федеральные СМИ стали интересоваться и другими новостями города. Дело в том, что к Алёхиной не всегда и не всех журналистов допускают. Правда, допуски, ограничения и всё прочее. А что делает журналист в городе, куда его послали с заданием, но само задание выполнить невозможно? Правильно – начинает интересоваться самим городом, общаться с горожанами. Которым, есть что рассказать.

За последние полгода Березники стали для федеральной и краевой прессы чуть ли всероссийским центром всевозможных аварий, трагедий и проблем и заслужили непочётное звание «город-катастрофа». Заметим, что культурные и позитивные события федеральную прессу интересуют не так сильно, как возможные происшествия. Заметили это и местные власти, и рядовые березниковичи, но… из песни слова не выкинешь. Масс-медиа (особенно, столичные) интересуют сенсации, а сенсации – это скандалы. Или аварии. Или катастрофы. Или ещё что-то в этом духе. А в Березниках, увы, есть много такого.

Всё, что хорошо прессе, власти – смерть. Или отставка. А в худшем случае – следствие и арест. Вот здесь вопрос становится уже политическим – в связи с нарастающей политической нестабильностью в самой Перми (вокруг пермской городской власти) и вокруг власти губернской (достаточно вспомнить регулярные критики в адрес пермских властей со стороны помощника президента РФ, экс-министра и экс-председателя, кстати, правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» Юрия Трутнева). В связи со всем этим, никому в губернских, да и московских властвующих кругах не нужен ещё один очаг политической нестабильности в Пермском крае. С Пермью бы разобраться.

Версия третья. ФИНАНСОВАЯ
В связи всё с той же аварией, город получал и, есть вероятность, что получит в скором времени новые, существенное федеральное и краевое финансирование на строительство жилья и переселение жителей города. Говорят, деньги любят не только счёт, но и тишину. А какая уж тут тишина, когда тут колония, Алёхина и постоянное внимание прессы?

Повторим, не местной прессы. Местная пресса, как раз легко контролируема и особого интереса к участнице Pussy Riot не проявляет. Разве что на Березниковском Форуме ещё продолжаются дискуссии, да и то, ушли дебатёры в обсуждение нюансов православия и православных традиций. А вот масс-медиа, которые позиционируют себя как краевые или федеральные, против них приёма ни у местных, ни у краевых властей нет. Или есть, но очень-очень дорого. То есть, ещё и с прессой делиться, чтобы обеспечить тишину течения финансовых потоков??? Это, согласитесь, уже ни в какие ворота. Алёхину переместить, куда-нибудь в более спокойное место, гораздо дешевле.

Правда, у властей тех городов и районов, в которых расположены потенциальные места нового заключения новой героини современной русской истории, тоже есть свои финансовые потоки и им тоже хотелось бы тишины. Словом, тут проблема.

Версия четвёртая. СКАЗОЧНАЯ
Можно, конечно, предположить, что выдвинутое ИК-28 требование это - хитрый ход прокуратуры Пермского края. Которая решила помочь обществу выяснить, как и в каких условиях отбывают наказание осуждённые в других колониях. А для этого нужно привлечь внимание не только местных журналистов-общественников, но и федеральных. Так Мария Алёхина превращается если не в защитницу осуждённых, то хотя бы в символ защиты. До полуночи, разумеется, в смысле до окончания срока.

Впрочем, кто знает как сложится у девушки жизнь после отбытия срока. С такой популярностью, как у героини публикации, не только в мученицы записать, но и к лику святых можно причислить. В прошлые времена и не за такие грехи церковь прощала, да и за меньшие подвиги к великомученицам причисляла. Понятно, что Мария Алёхина - не Жанна Д'Арк, но сейчас и не Средние века, согласитесь.


Авторы – ведущий редактор «Иной газеты – Город Березники», основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность