Чудо преображения страны

В Березниковском историко-художественном музее открылась выставка «Город-авангард» - совместный проект музея и Пермской государственной художественной галереи.

В экспозиции представлены работы художников 30-50-х годов. Главный премьер выставки — Фридрих Лехт, стоявший у истоков художественной летописи города. Один из учредителей «Ассоциации Художников Революционной России» (АХРР), он трижды в 20-30-е годы приезжал в Березники, чтобы запечатлеть строительство на Каме одного из крупнейших химических комбинатов в мире. Большая серия из 88 графических и живописных работ, созданных здесь, составила затем его персональную выставку «Березникихимстрой в произведениях художника Ф. К. Лехта» в Москве на Кузнецком мосту в 1931 году.

29 работ стараниями И. Ф. Коновалова были приобретены для музея и хранились в фондах, но экспонировались редкие из них. Впервые березниковцы увидят всего Лехта.

— Произведения Фридриха Лехта — художественная фиксация строительства промышленного гиганта, — говорит Тамара Шматенок, искусствовед, научный работник Пермской художественной галереи. — Нам сегодня непонятны тот пиетет, то упоение невиданными формами и технологиями, которые испытывали советские люди во времена первых пятилеток. Россия была огромной сельской империей с архаичным сознанием, и вдруг появляются индустриальные гиганты. Ритмы, масштабы, сложные технические конструкции, являющие чудо инженерной мысли, промышленная архитектура со своей логикой и эстетикой, устремленность в будущее — все это его вдохновляло.

Музейную коллекцию индустриальных пейзажей дополняют две картины из фондов Пермской художественной галереи. Одна — масштабное полотно «Химстрой. 1931 г.» крупного мастера XX века Василия Рождественского (одного из создателей сообщества русских художников-авангардистов «Бубновый лет»). Он был в Березниках в 1931 году. Размах строительства потряс столичного художника. Картину он писал зимой в сильные морозы. С некой высокой точки открывается грандиозная панорама, но эпический размах сочетается с внутренним лиризмом. Возникает светлый по этичный образ заснеженной России. Второй сюрприз от пермских галеристов — картина «Порт» ленинградского художника Александра Русакова. — Запечатлевшая объект промышленной цивилизации деформированными формами, в энергичной, условной манере, далеко от метода социалистического реализма, она расширяет представление о художниках, работавши в новом для советской живописи жанре. Работа высокого ранга не раз экспонировавшаяся нами на международных выставках, — рассказывает Тамара Шматенок.

Тему продолжают исполненные тонкого лиризма, ностальгические городские пейзажи Петра Никулина и Афанасия Трапезникова, графическая серия портретов простых тружеников Анатолия Тумбасова.

Экспозицией «Город-авангард» открывается серия выставочных проектов «Смотреть всем», которая познакомит зрителей с коллекциями из запасников музея. Надо сказать, что поставив благородную цель — продемонстрировать несметные богатства своих фондов, музейщики обрекли себя на тяжкий труд. Десятилетиями хранившиеся в запасниках картины Фридриха Лехта пришлось везти в Пермь, где опытные реставраторы отмыли их от налета времени, многие картины «одели» в новые рамы.

Следующий проект посвящается образу Камы в живописи, затем состоится монографическая выставка Леонида Старкова, а завершит серию выставка «Березниковский содовый завод».

Работа выставки «Город-авангард» продлится до 31 мая.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история