Быть учителем - это и значит жить

Лилия Фаридовна: «Как догадались, ясновидящие мои?»

Мы договорились с Лилией Фаридовной Мокрушиной (она учитель начальных классов в школе № 29), что приду на урок русского языка. Зайдя в школьный кабинет, я не сразу замечаю ее - хрупкую, невысокую, чуть выше своих третьеклассников. Сажусь на последнюю парту. Звенит звонок, и уже через секунду я оказываюсь в стремительном интеллектуальном потоке.

Учительница предлагает внимательно всмотреться в группу только что написанных на доске ребятами слов:
— Какое лишнее?
— Футболист.
— Чем же оно отличается от других?

Выдвигаются разные версии. В классе оживление. В глазах учеников горит любопытство первооткрывателей.
— Он живой, — осеняет кого-то догадка.

Так, без учительского назидания, своим умом доходят до понимания, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. «Одушевленные обозначают людей или животных — у кого есть душа и сердце. У нас тоже есть сердце, и, надеюсь, оно доброе», — как бы мимоходом вставляет реплику Лилия Фаридовна (этой ее способности извлекать из лингвистики ее огромный нравственный потенциал я удивлюсь по ходу урока еще не раз).

— А, может, это я все сочинила? — тем временем спрашивает она. — Вы мне верите? А где мы найдем подтверждение?

Подтверждение находят в учебнике, а потом выполняют упражение, предварительно проголосовав: по одиночке будут его делать или разделившись на пары. Голосовавшие за второй вариант по законам демократии побеждают. Дети склоняются над тетрадками.
— Ой, ребята, Дениска задал интересный вопрос. Что такое айсберг?
И хотя на задание дано две минутки, каким-то образом исхитряются найти объяснение загадочному слову.

А потом ребята ломают голову над еще одной языковой хитростью: почему у одушевленных имен существительных нет сред-него рода? Я то и дело слышу: «Ванечка, мы должны понаблюдать и сделать выводы»; «Аня сделала предположение, согласимся мы с ней?»; «Как догадались, ясновидящие вы мои?».

После уроков я взяла у Лилии Фаридовны интервью.

— Я заметила, что на уроке вы ребят называете Максимкой, Дениской…
— У меня это непроизвольно получается. Дома же папы и мамы их так называют. Я говорю Ксюша, но если на нее рассержусь, назову Ксенией. Так же Анечка, Аннушка, но если провинится, то будет Анной. Дети эту языковую и психологическую тонкость быстро улавливают и чувствуют. А уж если услышат фамилию (что очень редко), то сокрушаются: «Ну надо же до чего довели Лилию Фаридовну». Как-то я стала анализировать и пришла к выводу, что, сама того не осознавая, выработала личный педагогический прием. (Есть у моей собеседницы и другие неординарные педагогические приемы, которые могут показаться строгим чиновникам от образования непедагогическими. Например, «Правило волшебного поцелуя». Все они рождаются чутким сердцем учителя, ее живой душой, сохранившей способность настраиваться с детьми на одну волну).

— Как быть доброй, но не дать детям сесть себе на голову?
— Надо просто быть честными с детьми. Они фальшь хорошо чувствуют.

— В наше время кумирами в педагогике были Сухомлинский, Амоношвили, Соловейчик, Шаталов. А кто сегодня владеет умами педагогов? Временами создается впечатление, что исключительно министр образования.
— В XXI веке — веке информационных технологий — новые имена в педагогике, действительно, практически не звучат, что печально... Лично я опираюсь на опыт Амоношвили. Его слова «Все дети прекрасны» — моя любимая педагогическая мысль. Нет плохих детей, но есть взрослые, которые не захотели понять, принять и научить ребенка.

— Вы 20 лет работаете в начальной школе. Чем отличается современный первоклассник от первоклассника начала 90-х годов?
— Современные дети абсолютно другие, более развитые. Раньше из 30 ребят, приходящих в первый класс, читать умели пятеро, и мы начинали все с азов. А сейчас практически все читающие. Многие лучше меня владеют компьютером. Они разбираются в технике, не боятся (что мне особенно нравится) задавать вопросы, спорить, они внутренне свободные, не закомплексованные. Другое дело, что им не привита культура общения, и моя задача — научить ей. Задавай вопрос, но делай это корректно. Если споришь, то отнесись к оппоненту с уважением.

— А стал ли нынешний первоклассник добрее, сострадательнее к людям?
— Бывают гиперактивные, нервные дети, но не злые (как про шестилетку можно сказать, что он злой?).

— Какой смысл вы лично вкладываете в понятие «модернизация образования»?
— Переосмысление способов обучения. Педагогика сотрудничества. Я и ученик — мы равноценные участники образовательного процесса. Вот я прихожу в первый класс, и словно изумленный Незнайка вместе с ребятами узнаю что-то новое. Малыши верят. Когда они видят мое удивление, они радуются, как радуются первооткрыватели. Это вдохновляет на самостоятельный поиск знаний. Учитель — не глашатай истины, не наставник, вещающий менторским тоном, которого дети должны беспрекословно слушать. Да ничего они не должны, они маленькие еще, они — ангелочки с крылышками, только их не видно. Главное — крылышки не обломать.Мокрушина Лилия Фаридовна. Стаж работы - 20 лет. Учитель начальных классов школы № 29. Работает по программе «Начальная школа 21 века». 80 процентов детей учатся только на «4» и «5». В этом году семь ее учеников стали победителями Всероссийских дистанционных интеллектуальных конкурсов «Мир знаний». Практически все дети участвуют в интеллектуальных конкурсах, развлекательных и спортивных мероприятиях. Класс посещает бассейн, спортивную секцию, музыкальную школу, кружок «Юный экономист». Учитель имеет публикации (разработки уроков, выступления, статьи) на педагогических сайтах и порталах. Участвует в профессиональных конкурсах: «Сто друзей», «Учитель года - 2013».— Новое поколение школьников очень мало читает, это приобретает масштаб национального бедствия. Как привить интерес к чтению?
— Всегда говорю родителям: мама и папа с книжкой — лучший наглядный пример. Читайте сами, устраивайте совместные семейные чтения. Старый испытанный метод — читательские дневники. И очень важно дать ребенку возможность пережить эмоциональное душевное потрясение. Когда мы читаем в классе «Каштанку» и «Ваньку» Чехова, девочки плачут, страдание в глазах я вижу и у мальчишек. Но самое страшное — двуличие: умно, правильно рассуждать о добре и зле, сочувствовать литературным героям, а в жизни вести себя по-другому...

— Поэтому вы и ездите с детьми по краю? В совместных поездках они лучше раскрываются?
— В это занятие я втянулась и детей втянула с конца девяностых годов. Время было трудное. Родители занимались добыванием хлеба насущного. Мы стали раз в четверть обязательно куда-нибудь выбираться. В Чердынь, в Кунгурскую ледяную пещеру, на Ветлан, в Хохловку, знакомимся с историческими памятниками Соликамска, обязательно бываем в Екатеринбурге, в храме Спаса-на-Крови. Летом набираю группу, к ней присоединяются мои ученики прошлых выпусков (не у всех родителей отпуск летом) и едем на море — в Анапу, Туапсе. Это отдых, увлекательное познание окружающего мира, истории Пермского края и... самопознание. Меняются приоритеты. Ведь в классе кто хорошо учится, тот — молодец. А в дальней дороге, в походе ценятся иные человеческие качества. «Какой Дима молодец, не все заметили, что девочкам тяжело, а он помощь предложил», — говорю я, и ребята смотрят на одноклассника другими глазами.

— Какой профессии сродни профессия учителя?
— Есть две профессии, в которые нужно идти только по призванию, — учитель и врач. Один лечит тело, другой лечит душу.

— Что определило ваш жизненный выбор?
— Главную роль сыграла первая учительница Надежда Васильевна Яборова. Она пришла после педучилища, ей было всего-то 19 лет. Но сколько от нее исходило доброжелательности, любви к нам, искренней, неподдельной. Когда я заболела и попала больницу, она пришла проведать, что сразило меня в самое сердце. Начиная работать в школе, я очень старалась быть на нее похожей. Относиться к детям так, как хотела бы, чтобы относились к моим собственным детям. Учитель таким должен быть.

— Учат ли дети вас чему-то? Взаимный ли это процесс?
— Однозначно, да. Учусь внутренней свободе, непосредственности в общении, в выражении своих чувств и эмоций. Умению удивляться, жить с широко открытыми глазами.

— Вы можете попросить у ребенка прощение?
— Конечно, не считаю это зазорным для себя. Если взрослый несправедливо обидел, а потом осознал ошибку и извинился, то он таким образом только поднимает свой авторитет. Я и отметку не отказываюсь исправить, если ребенок аргументировано докажет, что заслуживает большего.

— У вас есть любимчики?
— Я всех их люблю. Они разные, но все прекрасные по-своему. Одних любить легко — они отлично учатся, послушные, а других, у которых не все сразу хорошо складывается, любить интересно. Профессиональное удовольствие получаешь, видя, как они через преодоление трудностей идут к успеху, развиваются.

— Я начала интервью с вопроса: как изменился за 20 лет первоклассник. А как изменились вы?
— Мне кажется, что я не меняясь. Все такая же неугомонная. Попав в школу, я поняла, что это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного. Здесь нет времени скучать, ссориться, заниматься пустым делом, а надо дарить окружающим свою энергию, знания, умения. А самое главное — любовь.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Татьяны Чудаковой
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы