Полиционеры

Праздник 10 ноября за полсотни лет своего существования сменил несколько названий — и День милиции, и День работников Министерства внутренних дел. Отмечать его стали с 1962 года, а первое официальное имя, «День советской милиции», и статус праздника дата приобрела в 1980 году. После распада Советского Союза и вступления в силу Закона РФ «О милиции» в именовании праздника изменилось второе слово — День советской милиции стал Днём российской милиции. Наконец, когда устарел и закон «О милиции», а на его месте в 2011 году оказался другой утверждённый проект — «О полиции», — новоиспеченные полицейские стали отмечать событие с труднопроизносимым названием «День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Впрочем, суть праздника оставалась прежней: торжество есть торжество, как его не назови. А вот тем, кто этот праздник отмечает, новым законом было предписано измениться. Со времени вступления закона в силу прошло полтора года — заметны ли результаты?

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Но для начала вспомним, какие события предваряли переход от привычной «милиции» к «полиции».

В 2009 году событий, в которых сотрудники тогда ещё милиции проявляли себя, мягко говоря, неподобающим образом, накопилось изрядное количество. После стрельбы в супермаркете, учиненной повредившимся в уме начальником ОВД «Царицыно» Денисом Евсюковым, новости о совершенных «стражами порядка» преступлениях разной степени тяжести стали поступать в ужасающем количестве. ДТП, причиной которых становилась езда в пьяном виде, угоны, убийства. Откровенно курьёзной новости об украденной милиционером у посетителя кафе котлете мало кто удивлялся — хотя бы
не убил, спасибо и на этом.

Ответной реакцией на жуткие события того года стал подписанный 24 декабря 2009 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривавший сокращение численности сотрудников органов внутренних дел на 20 процентов, ротацию руководства МВД и обязательный пересмотр кадровой политики ведомства.

21 января 2010 года впервые в контексте реформы прозвучало слово «полиция» — на заседании Ассоциации юристов России соображение о создании замены милиции общественной безопасности озвучил бывший глава МВД РФ Сергей Степашин. А в августе идею о переименовании «милиции» в «полицию» высказал и Президент РФ: «Пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование, и называть в дальнейшем наши органы правопорядка полицией». Текст проекта закона «О полиции» был выложен для свободного комментирования в Интернет, причем в ходе оживленных дискуссий выяснилось, что некоторые положения проекта не соответствуют основному закону страны. Законопроект был исправлен и принят Госдумой 10 декабря того же года, а внеочередная переаттестация сотрудников ведомства прошла в период с 1 марта до 1 августа 2011 года. В ноябре 2011 года Президент Медведев объявил об успехе переаттестации: «Цель аттестации достигнута, а структура и численность органов внутренних дел на сегодняшний день оптимальна».

Увы, уже в июле 2012 года первый этап реформ был признан неудавшимся — вычистить из рядов полиции нерадивых сотрудников с помощью масштабных переаттестаций не вышло, а уменьшение численности личного состава привело к тому, что в маленьких населенных пунктах стражей порядка не осталось вовсе. Новый глава министерства внутренних дел Владимир Колокольцев, раскритиковав действия прежнего руководства, призвал к продолжению реформы. Новый план под названием «Дорожная карта» предусматривает такие новшества, как отказ от практики «отказа в возбуждении уголовного дела», точечные переаттестации взамен глобальных (это поможет избавить органы от коррупционеров, пьяниц и лодырей), большая открытость полиции — по замыслам, все эти мероприятия будут способствовать большему доверию полиции со стороны граждан.

И, похоже, на этом реформы не закончатся…

Но — о результатах. По данным отдела МВД России «Березниковский», согласно приказу Министерства внутренних дел в ходе реформы личный состав был сокращен более чем на 20 процентов. Таким образом, возросла нагрузка на полицейских, которых и так не хватает — нехватка кадров наблюдается в патрульно-постовой службе, среди участковых уполномоченных, сотрудников по делам несовершеннолетних. Но на работу, тем не менее, устроится далеко не всякий — отсев кандидатов с судимостями, неудовлетворительным здоровьем или не лучшим моральным обликом проходит весьма жестко. При этом, исходя из отчёта отдела «Березниковский» за прошедшие месяцы 2012 года, по эффективности отдел занимает, согласно критериям МВД России, второе место по краю: число зарегистрированных преступлений сократилось на 5%, а тяжких и особо тяжких преступлений стало меньше на 21,5 процента. За год снизилось количество преступлений среди несовершеннолетних, стало меньше грабежей, разбоев и бытовых преступлений. Впечатляющие результаты, пусть и трудно понять, достигнуты они благодаря или вопреки нововведениям.

VOX POPULI
Меж тем, в конце октября этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл любопытнейшее исследование, посвящённое оценке работы полицейских. По его результатам большинство опрошенных россиян (59%) не видит в действиях сотрудников полиции ни особой пользы, ни вреда для сограждан. Прочие респонденты склонны говорить скорее о положительном, нежели об отрицательном влиянии полиции на жизнь населения. Однако те граждане, которым приходилось сталкиваться с деятельностью полиции за прошедший год, настроены по отношению к ней более критично. К тому же, большинство россиян склонны думать, что сотрудники полиции стоят на страже интересов отдельных групп населения, а не всех граждан в целом, причем, по сравнению с прошлым годом, это мнение стало звучать чаще (с 24 до 41%). Готовность сотрудничать с полицейскими сегодня выражает 45% опрошенных, готовых оказать полиции помощь в случае необходимости. Но столько же (46%) признается, что постараются избежать этого, даже при наличии свободного времени, причем таких респондентов за год стало больше на шесть процентов.

Удивительно, но при всех перечисленных признаках недоверия полиции в целом доверяеткаждый второй россиянин, а типичного полицейского граждане страны за прошедший год стали чаще наделять положительными качествами. Составленный «портрет» действительно приятен: представляя стражей порядка, россияне стали чаще упоминать их опрятный внешний вид и физическую силу. Отдельно респонденты отмечают вежливость полицейских — этот параметр стал упоминаться значительно чаще в сравнении с прошлым годом. Частичной разгадкой таких парадоксальных и противоречивых выводов может послужить тот факт, что чаще всего граждане сталкиваются с сотрудниками ГИБДД (20%), участковыми (15%), сотрудниками патрульно-постовой службы и дежурной части (по 8%). При этом если сотрудники большинства основных подразделений полиции пользуются доверием пятидесяти процентов россиян, то отношение опрошенных к ГИБДД и ППС гораздо более спорное — сотрудникам инспекции безопасности дорожного движения не доверяет 53% россиян.

Таким образом, ситуацию можно признать соответствующей ожиданиям? Процитируем начальника Межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» полковника полиции Леонида Ларькова: «Уважение надо заслужить. Не зря было определено, что основным критерием оценки деятельности сотрудников правопорядка будет оценка именно со стороны граждан. Быстро процесс пересмотра взглядов, конечно, не произойдёт, но всё равно когда-то мы придём к взаимопониманию». Стало быть, процесс сближения власти и народа всё же идёт. Правда, эксперты из Санкт-Петербургского Института проблем правоприменения полагают, что идти он будет долго, и сомневаются, что вообще куда-нибудь придёт. Эксперты данного института при участии право- защитников из Комитета гражданских инициатив подготовили доклад о правоохранительной деятельности в России. В числе основных выводов авторы доклада подвергают сомнению эффективность существующей на данный момент в России правовой системы как таковой и призывают к реформе полиции. Да, очередной. Зато, что называется, «по уму».

Эксперты полагают, что уровень доверия к полиции в государстве связан с моделью её устройства. Доверяют полиции, как правило, в странах, где небольшое количество полицейских получает хорошее финансирование. В случае, если велики и численность полиции, и её финансирование — уровень доверия будет низким. Именно к последнему пути развития, пути «дешёвой полиции», склоняется нынешняя реформа, считают авторы доклада. Индикатором доверия к полиции авторы полагают число зарегистрированных преступлений. «Очень часто высокий уровень зарегистрированной преступности ассоциируется не с плохой криминальной обстановкой в стране, а с лучшим доступом к полиции и большим уровнем доверия к ней» — утверждается в докладе.

Как бы то ни было, оставим дела реформаторские государственным мужам — вдруг в их головах, наконец, родится именно та идеальная схема, при которой работа полиции станет менее опасна и трудна, но не менее выгодна. Может, это и утопии, но именно такого подарка на профессиональный праздник мы Вам и желаем, уважаемые сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


праздники