Искусство с титрами

Текст: Татьяна Пономарёва

Оперой «Иоланта» Пермский театр оперы и балета открыл свой 141-й сезон. А буквально накануне случились два важных для Дома Чайковского события, правда, с совершенно полярными знаками. Позитивный ознаменовался тем, что театр попал в международный путеводитель «The New York Times «36 часов: 125 выходных в Европе», который рекомендует пермский оперный «как одно из тех мест, которое непременно стоит посетить». В это же время исполнительный директор театра Анатолий Пичкалев опубликовал в Интернете «плач»: «Хочется взять тайм-аут. Потому что на данный момент я не знаю, будет ли реконструкция. Потому что новая власть в крае пока никоим образом не проявляет интереса к этому проекту…»

К счастью, увольняться никому не придётся: Виктор Басаргин вопль услышал и с третьей попытки театр посетил.

РЕКОНСТРУКЦИИ БЫТЬ, И ДЕНЬГИ НАЙДУТ
После осмотра проведённой в течение лета реконструкции губернатор потребовал от строителей качественной работы и во избежание срыва сроков пообещал держать процесс под личным контролем. После волнений на пустом месте успокоенная губернатором труппа рассказала ему о своих творческих планах. «Каждый месяц – по премьере!» – на полном серьёзе озвучил амбиции художественный руководитель театра Теодор Курентзис, который в прошлом – юбилейном, 140-м – сезоне поставил лишь одну оперу Моцарта «Так поступают все женщины». Нынче опер обещано четыре: три взрослых и даже одна детская.

ВАМПИРЫ И СЕКС-РЕВОЛЮЦИЯ ПОД ЭРОТИЧЕСКИМ СОЛНЦЕМ
Первой, уже сентябрьской, премьерой сезона станет опера-буффа «Le Nozze di Figaro» («Свадьба Фигаро») Моцарта на итальянском языке c русскими титрами. В постановке режиссёра Филиппа Химмельманна действие перенесено в пространство абстракций и символических деталей: моцартовский сад сведён к одному дереву; действие происходит на дощатом помосте; артисты бросаются землёй; а над всем происходящим эротично и пугающе висит чёрное солнце. Спектакль является копродукцией с Festspielhaus Baden-Baden.

Зато лирико-комическая опера Сергея Прокофьева «Дуэнья», которая увидит свет в ноябре, будет продуктом оригинальным, но снова осовремененным. Режиссёр Андрейс Жагарс переместил действие оперы из XVIII века в 1970-е: в Испании, проснувшейся от эпохи франкизма, рука об руку идут культурная и сексуальная революции; люди открыты навстречу новому миру, они счастливы и много танцуют. Февраль подарит пермякам ещё одну оперную новинку – «Nosferatu» Дмитрия Курляндского. Это тот уникальный случай в современной российской практике, когда театр является инициатором создания новой оперы, начиная с заказа музыки и заканчивая постановкой. Своё сочинение о вампиризме композитор написал буквально в прошлом году. Спектакль интересен ещё и тем, что в нём участвуют драматические и оперные звёзды России и Греции – легендарная Алла Демидова, авангардная певица Наталья Пшеничникова, а также постоянные участники проектов режиссёра-постановщика Теодороса Терзопулоса – греческие артисты София Хилл и Тасос Димас. Опера исполняется на латинском и русском языках.

Говорят, на постановку детской оперы «Малахитовая шкатулка» главного хормейстера театра оперы и балета Дмитрия Батина Курентзис сначала добро не давал: мол, слишком много бажовщины. Но куда же на Урале без сказов Бажова? Так что мировая премьера всё-таки состоится в декабре.

Интересный факт: либретто по мотивам сказов «Хозяйка Медной горы» и «Малахитовая шкатулка» написала видеооператор театра Юлия Селина.

БОЯРЧИКОВА СМЕНИТ МАКМИЛЛАН
Каскад балетных премьер откроет в октябре одноактная «Геревень» Владимира Николаева, которая была написана по заказу Пермского театра оперы и балета, поставившего перед современным композитором весьма неожиданную задачу – создать произведение для четырёх роялей. В дуэте с классиком Килианом выступает один из самых ярких современных хореографов – Раду Поклитару, а на сцене артистов Пермского балета сменяют танцовщики театра «Киев модерн-балет», копродукцией которого и является постановка.

Ноябрь ознаменуется одноактным балетом «The Second Detail» ученика Джорджа Баланчина Уильяма Форсайта. Весна порадует ещё двумя балетными открытиями. Мировая премьера балета-сказки «Голубая птица и принцесса Флорина» на музыку Адана ждёт пермяков в апреле. Это самая дорогая и самая масштабная совместная постановка Пермского театра оперы и балета и Пермского хореографического колледжа, которая сменит «Коппелию» в качестве учебного спектакля колледжа.

История постановок Сергея Рахманинова будет продолжена в театре в мае его же балетом «Ромео и Джульетта». Самая печальная повесть на свете только в балете получила около сотни интерпретаций. Каноническими стали две – в хореографии Леонида Лавровского и Кеннета Макмиллана. Именно на его редакции остановил свой выбор худрук пермского балета Алексей Мирош ниченко, решивший вернуть шекспировскую трагедию на пермскую сцену. В России с хореографией Макмиллана до сих пор справлялся только Мариинский театр, в 2000-м поставивший «Манон». Артисты пермской труппы, готовящиеся станцевать «Ромео и Джульетту» Макмиллана, станут первыми исполнителями этого балета на отечественной сцене. А зрители получат возможность сравнить работу английского классика с предшествовавшей ей в Перми версией Николая Боярчикова, с которым принято связывать период расцвета пермского балета в семидесятые годы.

Но не всё так благостно в балетно-оперном королевстве. Делая ставки на новые постановки, Курентзис безжалостно выбрасывает из афиши годами идущие и любимые пермяками спектакли, тем самым реально воплощая в жизнь свою мечту о разрушении репертуарного театра. Кроме уже прошедшей «Иоланты», в афише сентября лишь два «Вечера хореографии Дж. Баланчина» и пять премьерных показов «Свадьбы Фигаро». Мало того, скоро все оперы в театре будут исполняться на иностранных языках. Диктаторские замашки худрука дошли до того, что все его речи на сборе труппы обязаны были встречаться бурными аплодисментами. А вечером того же дня он вывел из спектакля нескольких музыкантов, которые посмели сделать г-ну греку замечание по поводу опоздания. «Скажите спасибо, что вам выпала честь работать с таким великим человеком, как я!» – заявил Курентзис на полном серьёзе ошалевшим от такой скромности оркестрантам.

А В ЭТО ВРЕМЯ
Одним из пожеланий художественного руководителя театра Теодора Курентзиса было закончить летом 2012-го реконструкцию оркестровой ямы. Бюджет края выделил на этот проект 22 миллиона рублей. В этом году были установлены две автоматические подъёмно-опускные площадки. Они позволяют разместить музыкантов театра на время спектаклей как в оркестровой яме, так и на увеличенной в длину сцене – когда будут исполняться симфонические концерты или спектакли с роялями, как, например, на «Свадебке». Но во время демонстрации технических чудес губернатору механизм отказался подчиняться хозяевам, и Басаргин так и не смог оценить всю грандиозность замысла.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс