В русском отличились. Математику завалили

Текст: Елена Семёнова (студентка), Игорь Карнаухов

В Прикамье подвели предварительные итоги сдачи Единых государственных экзаменов за 2012 год. Несмотря на то что в прошлом году тогдашний губернатор Олег Чиркунов увеличил краевую стипендию по точным дисциплинам и вообще провозгласил точные и естественные науки приоритетом, по математике результат оказался откровенно плохим. Эксперты ломают головы, что тому причиной и что делать.

По итогам «первой волны», девяносто прикамских школьников сдали нынешним летом один из предметов по ЕГЭ на 100 баллов. Для сравнения: в прошлом году таких было 78.

ОСТАВЬ МОБИЛЬНИК ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ
Изменения в сдаче госэкзамена в первую очередь были направлены на предотвращение махинаций. На пятнадцать выпускников в одной аудитории теперь должно приходиться не менее двух организаторов. Чтобы ужесточить контроль, разработчиками были введены семь степеней защиты бланков заданий. Если работа выложена в Интернет, по расположению треугольников и штрих-коду можно вычислить владельца. Впрочем, особо находчивые школьники проносили с собой второй мобильник.

Так или иначе, приложенные усилия, на первый взгляд, дали результат. Как сообщила начальник отдела контроля качест­ва образования Рособрнадзора по краю Светлана Скорогонова, громких инцидентов, связанных со списыванием, не зафиксировано. Однако в общей сложности одиннадцать ребят, которые пытались воспользоваться на экзамене телефонами, принципиальными организаторами были удалены без права сдачи в этом году.
В целом по России экзамены прошли в штатном режиме и без значительных технических сбоев, констатируют в Рособрнадзоре. Скандалов, подобных прошлогоднему, когда правильные ответы появились «ВКонтакте» чуть ли не раньше экзамена, нынче не звучало.

ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ
Предметом, по которому удалось набрать максимальный балл наибольшему числу молодых людей, был русский язык: его написали «на сто» 46 выпускников по краю. Впрочем, процент не сдавших тоже несколько увеличился: меньше минимального установленного балла набрали 305 человек, или 2,1% от общего числа. Это чуть больше, чем в прошлом году; хотя с 2009 года число не справившихся постепенно снижалось (см. таблицу). Зато подрос средний балл (см. график и таблицу).

Наименьшее количество «стобалльников» оказалось по химии, обществознанию и… математике – всего по трое ребят в каждом предмете. Впрочем, в 2011 году в обществознании и химии таких не было вообще. Но с математикой дело обстоит печально.

Как докладывала недавно губернатору края Виктору Басаргину заместитель председателя правительства края Надежда Кочурова, мол, практически по всем предметам в крае очень хорошие показатели, кроме физики и математики.

«Этот тренд сохраняется в крае на протяжении многих лет, – отметила вице-премьер. – И это повод, чтобы обратить внимание на естественные и на точные науки. Как раз несколько последних лет мы с высшей школой обратили внимание на то, чтобы стимулировать школьников к изучению именно данных специальностей: они всегда были базовыми для Пермского края, промышленного оплота страны. Подвижки есть, но пока такие результаты».

«Такие результаты» – это три «стобалльника» в этом году против девятнадцати в прошлом. 8,9% «двоечников» (1263 человека), что в два с половиной раза больше, чем в 2011-м (3,6%). И это при том, что минимальный порог для получения отметки «сдал» снижен до 24 баллов. Да и средний результат пермского выпускника по математике стал хуже: 44,9 балла против 47,7 в прошлом году. Плохо стимулировали?..

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОГОНИ ЗА РЕКОРДАМИ?
Директор школы №9 им. А. С. Пушкина с углублённым изучением предметов физико-математического цикла Наталья Курдина, впрочем, считает, что сам по себе экзамен в этом году был сложнее, чем, например, в прошлом.

«Одна из очень серьёзных причин неуспеха нынешнего года – недостаток времени, – заявила «ПН» педагог. – Было увеличено количество заданий раздела В, а дополнительного времени на них не дали. Часть С отличалась объёмностью заданий, кроме того, они были технически сложные. Наряду с более мощной профилактикой возможности списывания, увеличение количества заданий и усложнение объёмов и техники в разделах В и С привело к тому, что детям не хватило времени. Сравним два года с пятилетним разрывом, нынешний и 2007-й, когда в нашей школе учились дети примерно одного уровня. В 2007 году наша девочка закончила экзамен за час до времени его окончания и «выбила» сто баллов. В текущем году дети её уровня, победители всероссийской олимпиады, сидели до конца и не «выбили» сотни – просто не хватило времени. Всё это привело к тому, что нынче было очень много апелляций».

Декан механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, академик Российской академии естествознания, доктор физико-математических наук Вадим Яковлев видит корень в самом экзамене, а также не исключает социальной обусловленности.

«Абсолютно уверен, что снижение уровня математических знаний в России вообще связано с ошибочным внедрением ЕГЭ по математике, – комментировал профессор. – Экзамен должен быть направлен на оценку знаний. В школе же акцент сейчас делается не на воспитание культуры математического мышления, а на установление рекордов: получить как можно больше баллов, и чтобы было больше так называемых стобалльников.

Я преподаю уже больше сорока лет и в состоянии оценить уровень нынешних абитуриентов в сравнении с теми, что поступали к нам десять, двадцать лет назад. Да, к нам по-прежнему идут лучшие выпускники. Например, в прошлом году на 145 бюджетных мест мехмата поступили 109 губернаторских стипендиатов. Многие – медалисты. Но уже после первой сессии отсеивается большой процент первокурсников. Они не могут ежедневно упорно трудиться! У них не сформирована культура мышления. Их научили решать ЕГЭ-шные задачи, и с этим они справились блистательно, но это не математика. Иногда мы даже вводим дополнительные курсы по элементарной математике, чтобы хоть как-то подтянуть.

Вторая сторона проблемы, – продолжал заслуженный работник высшей школы РФ, – в пренебрежительном отношении к учителю на уровне государственной образовательной политики. Пермские учителя получают вдвое меньше средней пермской зарплаты. И это самые опытные, а что говорить про молодых? Оттого в школах сейчас достаточно много непрофессионалов. Отсюда их поверхностный подход к обучению: заучил ученик теоремы – «пятёрка», не заучил – «двойка». Кстати, и уровень педагогов оценивают легкомысленно. Если ученики успешно сдали ЕГЭ – значит, хороший педагог, если не сдали – значит, плохой. Так судить – ошибочно».

«Раз математика в проблемной зоне уже не первый год, – заявила «Эху Москвы в Перми» начальник управления Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Галина Гутник, – по инициативе Государственной инспекции в этом году проведено широкомасштабное исследование математической подготовки учащихся школ и ПТУ. И уже не по стобалльной шкале. Там тысячебалльная шкала, и анализируется всё: и условия образования, и социальное окружение, и такая компетентность, как умение читать математический текст и разбираться в нём. К осени мы с вами получим обработанный результат. Я думаю, это явится хорошей основой для повышения квалификации педагогов».

Противоречива картина с иностранными языками: если по немецкому средний балл в 2012 году – 56,7 – ощутимо выше, чем в 2011-м – 49,7, то по английскому зафиксировано хоть небольшое, но снижение – 64,4 (2012) против 67,6 (2011). Французский остался практически на том же уровне – 59,6 (2012) против 60,9 (2011). По информатике, обществознанию и биологии на протяжении нескольких лет результаты стабильны.

НАСЧИТАЙТЕ МНЕ ПОБОЛЬШЕ
Всего экзамен в Прикамье ныне сдавали более пятнадцати тысяч человек.

Оспорить результаты попробовал почти каждый пятнадцатый выпускник, но удалось это не такому уж большому числу ребят. По данным на конец июня, апелляцию на результаты подали 1089 семей (для сравнения: в 2011 году – немногим менее пятисот). В двух случаях были обнаружены технические сбои, из остальных направленных, по сути, удовлетворены 133 заявления. Всего ста тридцати пяти подросткам баллы пересчитаны в сторону увеличения.

«Значительный рост апелляций, но это нас не пугает, – комментировала Надежда Кочурова. – Это значит, растёт информированность выпускников и их родителей, большее количество выпускников ориентируются на продолжение образования, и каждый заинтересован в повышении своих баллов. Серьёзную роль сыграли и губернаторские стипендии».

Чтобы получать «губернаторскую» стипендию в пять тысяч рублей (эта инициатива прежнего губернатора не отменена – ред.), абитуриентам высших учебных заведений придётся набрать разную совокупность баллов при поступлении на разные профили. Тем, кто предпочитает гуманитарные профили, необходимо набрать по сумме трёх ЕГЭ (в зависимости от выбранной специальности) 240 баллов; а кто выбирает естественно-научные, физико-математические, медицинские, инженерные и специальности в сфере IT-технологий, достаточно иметь 225.
Стипендии выплачиваются дополнительно к государственной, если такая есть, в течение первых трёх курсов при условии успешной учёбы. В 2011 году «губернаторских стипендиатов» на первых курсах вузов было более тысячи. Однако почти половина из них перестала получать стипендии после первого года обучения.Ходить ли к репетитору?Готовясь к ЕГЭ в 2009/10 учебном году, я, так же, как и многие школьники, ходила на различные курсы и занималась с репетиторами, отдавая бешеные деньги. Совсем неплохо сдав ЕГЭ, что я получила в результате? Платное образование! С затратой приличных сумм ежегодно. Я никого не отговариваю пользоваться услугами репетиторов, но, перед тем как принять решение, стоит адекватно взглянуть на вещи. Прикиньте, в какой сфере хотите получать образование, сколько бюджетных мест на специальности и сможете ли вы галопом по Европам освоить за пару месяцев, ну или даже за год, тот материал, который должны были освоить за одиннадцать лет учёбы. На мой взгляд, ежедневное посещение школьных уроков, если впитывать в себя тот материал, который дают учителя, даёт тот же эффект.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс