Не губите, мужики!

«Чёрные» лесорубы застигнуты на месте преступления. Фото предоставлено Березниковским лесничеством.

Текст: Елена Огородова

Площадь лесов, обслуживаемых лесничеством, составляет более 356 тысяч гектаров. Основная его деятельность – неистощимое и рациональное использование лесного фонда Российской Федерации, воспроизводство, охрана и защита лесов, а также управление по лесопользованию. Всего в штате Березниковского лесничества 40 сотрудников, из них непосредственно охраняют богатство лесов Березников и Усольского района 24 человека. На каждого из них приходится около 15 га леса. Каким образом используется лес, находящийся в ведении Березниковского лесничества? Часть древесины поступает на внутренний рынок Пермского края – это Головановский бумкомбинат и Уральский фанерный комбинат, которые перерабатывают ее наиболее качественные части, а остальное идет на дрова населению. Ежегодная потребность в дровяной древесине, так как у нас много домовладений с печным отоплением, составляет примерно 80 тысяч куб. м для Березников и Усольского района. Из этого объема порядка 10 тысяч кубометров дров население заготавливает самостоятельно. Законом разрешено ежегодно выделять до 20 кубометров дров на одно домовладение.

Сегодня нет другого способа использования леса, как заготовка древесины для собственных нужд, в том числе для строительства жилых домов раз в 50 лет и аренда участков в рамках предпринимательской деятельности. Арендаторы занимаются и заготовкой дров для населения, деревообработкой, производят пиломатериал, присматриваются к глубокой деревообработке. Но, к сожалению, на территории Усольского района такие предприятия, которые занимаются глубокой деревообработкой, конечный продукт которой представлен в виде бумаги, фанеры или каких-то иных товаров потребления, можно сосчитать по пальцам. В основном предприятия работают с сырьем. Тревожная ситуация складывается в последнее время с так называемыми «черными лесорубами »: этим летом было вырублено практически 1000 кубометров, при этом совершено 12 лесонарушений. Основная масса рубок проходит в защитных лесах, которые несут на себе большую рекреационную нагрузку, они наиболее посещаемы горожанами. Такие лесорубы «охотятся» прежде всего на ели и сосны, вырубая их на границе зеленой зоны города, которая служит ему своеобразными «легкими». Завалы, остающиеся в лесу после них, становятся рассадником вредителей. Это проблема характерна не только для Березников. С учетом произошедшего всплеска нарушений МВД Пермского края в августе создало специальный отдел в составе 26 сотрудников по борьбе с незаконными рубками леса. Его представители выезжают на места и плотно работают с полицейскими.

Что делается для того, чтобы сохранить лесное богатство и не дать уничтожить его «черным» охотникам? На вопросы нашего корреспондента отвечает директор березниковского лесничества Дмитрий Гилев.

– Дмитрий Геннадиевич, как вы считаете, почему произошел всплеск активности «черных лесорубов»?
– Думаю, что к этому приводит доступность и развитость дорожной сети. Немаловажным фактором является и социально-экономическая ситуация в целом, в частности – отсутствие рабочих мест, которое иногда толкает людей на незаконные заработки. Еще одна причина – доступность самого ресурса. Сегодня можно взять бензопилу, выехать в лес, быстро свалить деревья – техника позволяет сделать это в течение часа – и с помощью машины, оснащенной гидроманипулятором, погрузить на лесовоз. Проблема в том, что если такая машина выехала на трассу общего пользования, то доказать, что этот лес был добыт незаконно, практически невозможно. Как правило, в таких случаях есть и разрешительные документы, но в них указан либо не тот район, либо не та делянка. Поэтому для доказательства преступления необходимо задержание на месте. Еще одна причина этого всплеска – отсутствие у лесозаготовителей законного основания пользования лесом.

На сегодня это могут сделать либо арендаторы, либо частники для заготовки дров. Если до 2009 года существовало такое понятие, как лесные аукционы, то потом в лесное законодательство внесли изменения, в результате которых малый и средний бизнес оказались за бортом этой деятельности. У нас были специально зарезервированные участки для заготовки древесины по этим аукционам. Получилось, что сначала мы разрешили эту деятельность – люди инвестировали деньги в лес, покупали пилорамы, деревообрабатывающие станки, лесовозную технику, а потом приняли закон, который говорит «нет» такому бизнесу. По Усольскому району с десяток предпринимателей остались за бортом. Среди них есть такие, которые готовы покупать незаконно заготовленную древесину, чтобы загрузить свои мощности. На мой взгляд, определенные недоработки есть в самом законодательстве. Законом предусмотрена ответственность только за незаконную рубку деревьев, только в отношении человека с бензопилой или с топором в руках. А кто должен отвечать за незаконный оборот древесины? Почему никого не интересует заказчик – кто направил, для чего, куда сбывается эта древесина?

– Как сегодня предприниматели могут получить лес?
– Малый и средний бизнес сейчас имеют право выйти на аукционы для аренды участков лесного фонда. К сожалению, цена на этих аукционах непомерно высока и может достигать до 1000 рублей за кубометр при средней рентабельности заготовки древесины не более 500 рублей. Участвуют в этом, как правило, фирмы-однодневки, которые, грубо говоря, хотят урвать побольше за первый год, потому что государство освобождает их от налогов. Потом эти фирмы ликвидируются, ссылаясь на то, что эта деятельность для них оказалась нерентабельной. Таких случаев в последнее время стало много. Они мешают нормальному развитию лесной промышленности и бизнесу, это влияет и на рыночную цену древесного сырья. К примеру, последний аукцион был проведен 6 сентября. В крае было выставлено три участка общим объемом в 29,4 тысячи кубометров, цена за них составила почти 15 млн рублей. Из этих 29 тысяч кубометров хвойное хозяйство составляет только 3 тысячи. То есть дрова купили по цене 300–400 рублей, а сегодня в среднем один кубометр готовых дров стоит 500 рублей. Это говорит о том, что лесной рынок на территории Пермского края уже перегрелся.

– К тому же и возможности леса ведь не безграничны, нельзя бесконечно вырубать и уничтожать его. Так можно остаться и ни с чем.
– Радует то, что это саморегулируемая и самовосстанавливаемая система. Лес достаточно пластичен, он сам себя вылечивает. Вырубки страшны первые три года, а потом лес постепенно начинает самовозобновляться. Наша функция как раз и состоит в том, чтобы помочь ему возобновиться таким, каким его хотел бы видеть человек. Чтобы было соответствие хвойных и лиственных пород. Тут важна система лесохозяйственных мероприятий – от создания лесных культур, мероприятий по содействию возобновлений до ухода за этими деревцами на протяжении до 60 лет разными видами порубок. На сегодняшний день ситуация в нашем лесничестве складывается так, что мы накапливаем зеленые насаждения, которые имеют малый промышленный сбыт, такие как береза и осина. Хвойные культуры мы используем на 100 процентов. Наше лесничество как раз и ориентировано на ведение хвойного хозяйства. Разными лесохозяйственными мероприятиями мы пытаемся довести количество хвойных лесов до того норматива, который требуется. Тут есть несколько способов. Первый – это воспроизводство лесов. Оно включает в себя проведение лесовосстановительных мероприятий. Сюда входят и посадки леса. Ежегодно на территории нашего лесничества мы создаем приблизительно 70–80 гектаров искусственных лесных насаждений, так называемых лесных культур. Основная порода – ель. Условия произрастания здесь для нее самые оптимальные.

Помимо этого мы еще проводим мероприятия по содействию естественному возобновлению. Например, при вырубке применяются такие технологические процессы, где сохраняется молодой хвойный подрост, это – будущее леса. Ежегодно на площади от 800 до 1000 гектаров мы сохраняем этот подрост за счет проведения качественных хороших рубок. В случае некачественной рубки пользователи леса, занимающиеся заготовкой древесины, несут наказание. Если уничтожили подрост ниже норматива, который предусмотрен, они должны за свой счет посадить лес. В этом году посадки произведены на площади в 50 га за счет федерального бюджета и на площади в 16 га за счет средств лесопользователей. Цифры, конечно, не впечатляющие. Если брать советское время до 90-х и середину 90-х годов, то тогда засаживали и по 200, и по 300 га. Современная экономическая ситуация привела к тому, что количество посадок резко сократилось.

– Из чего складывается ваша работа?
– Помимо того, что мы выявляем все лесонарушения, мы контролируем арендаторов, исполнителей государственного заказа, которые выполняют лесохозяйственные мероприятия, работаем с населением по отводу лесосек и обеспечением их деловой древесиной. С каждым из них работаем индивидуально. Много времени уходит на то, чтобы оформить все документы на отведение лесосеки для рубки дров. Это ведь не за наличные деньги прийти, и купить колбасу в магазине. Дрова стоят недорого, примерная стоимость кубометра дров в пределах 10 рублей, а человеку надо кубометров 20. Он должен прийти, написать заявление, ему в определенный день должны показать делянку, заклеймить эти деревья, сосчитать кубатуру, после этого он должен дождаться своей очереди, когда ему обсчитают эту кубатуру, потом он идет в банк и платит в федеральный бюджет деньги. После этого он должен подписать договор купли-продажи и только уже потом может срубить первое дерево на делянке. На это все уходит до трех месяцев работы. Разрешение на рубку действует в течение года.

– И в заключение разрешите поздравить вас с Днем работников леса, который отмечается в третье воскресенье сентября.
– Спасибо. И я, пользуясь случаем, поздравляю коллектив лесничества с профессиональным праздником, желаю всем здоровья и процветания.КОМПЕТЕНТНООлег Мизин, заместитель начальника оперативно-розыскной части уголовного розыска
межмуниципального отдела МВД России «Березниковский»
:
– Профилактика лесных правонарушений стала в последнее время приоритетным направлением в работе правоохранительных органов. Эти правонарушения относятся к преступлениям, за которые наступает уголовная ответственность. С начала 2011 года возбуждено 5 уголовных дел по фактам незаконной вырубки городских лесов (статья 260 УК РФ). Общий ущерб по ним превышает сотни тысяч рублей. Сейчас оперативники выясняют лиц, совершивших данные преступления, и лиц, причастных к ним. По некоторым делам подозреваемых удалось установить, по остальным ведется активная работа. Массового характера такие нарушения не имеют. Из более чем 2600 зарегистрированных в городе преступлений с начала 2011 года, незаконных рубок выявлено только 5. В прошлом году по подобным преступлениям было возбуждено 7 уголовных дел, из них 2 было доведено до суда, пять остались нераскрытыми. На сегодняшний день производство по ним приостановлено, но работа продолжается. «Черные лесорубы» вырубают в основном сосны, так называемый деловой лес, то есть тот, который используется как строительный материал. Трудность в раскрытии этих преступлений состоит в том, что они происходят в условиях неочевидности, без свидетелей. И доказать незаконную рубку можно только в том случае, когда преступник схвачен на месте. Администрация города активно занимается решением этой проблемы. Сотрудники полиции совместно с одной из охранных структур, охраняющих городские леса, проводят патрулирование. Благодаря этому и было выявлено большинство незаконных рубок. Информация в правоохранительные органы поступает и от граждан.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс