Это провал. Третий провал?

Очередное заседание правительственной комиссии «по недопущению негативных последствий аварии на руднике «Уралкалия» (2006 года. – ред.) министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев провёл в краевом центре.

САМО ЛИ «ОНО» ПРОВАЛИЛОСЬ?
Перед лицом министра генеральный директор института «Галургия» Аркадий Гринберг заявил, что провал 2010 года имеет связь с катастрофой 2006 года. Напротив, замдиректора Горного института УрО РАН Игорь Санфиров утверждал, что это явление карстовое, а не глубинное. В этой версии, под железнодорожными путями проходит палеодолина.

«Такое расхождение в течение уже нескольких месяцев беспокоит, – констатировал Трутнев. И по­просил «науку» дать единое заключение: если у нас не будет точно установленных причин, значит, и прогнозы могут варьироваться… Институтам или следует сесть за стол переговоров, обменяться материалами, инструментами анализа и установить, кто прав. Или же искать арбитра – третий институт, без разницы, российский или зарубежный, который выскажет свою позицию».

Верхнекамская катастрофа, в общем-то, не единична. Калийные рудники гибли и в Германии, и в Канаде…

«Однако провал поверхности был всегда один», – заявил Игорь Санфиров. А тут их два…
А вероятно и третье за четыре года проседание почвы. По данным калийщиков, ещё один потенциально опасный участок находится в районе Березниковского шахтостроительного управления.

«Считайте, третий провал уже начал образовываться, – нахмурился министр природных ресурсов.
– Прогноз касается участ­ка дороги, проходящей рядом, – уже спокойнее пояснил он. – Автомобильное передвижение там уже закрыто. Мы поставили во­прос о жилой застройке. Для неё учёные не видят угроз. А вот можно ли эксплуатировать этот участок территории или нет, зависит от данных мониторинга. И от определения причин провала».

НА ЗЫБУЧИХ ПЕСКАХ
Как бы то ни было, яму на железнодорожной станции в Березниках, оказывается, можно закопать, к чему и решили приступить, не откладывая.

«Решение о ликвидации этого объекта (провала. – ред.) принято, – сообщил генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. – Техническое задание согласовано с РЖД, проектировщик работ выбран совместно – «Галургия».

РЖД поддерживают предложение главы Березников Сергея Дьякова о ликвидации провала на территории станции и восстановлении инфраструктуры, – подтвердил начальник де­пар­тамента капитального строитель­ства «Российских железных дорог» Алексей Тихонов. – Учитывая важность дороги для региона и Березниковско-Соликам­ского промышленного узла, а также то, что все крупные предприятия планируют увеличение производства продукции, восстановление нормальной работы станции становится для РЖД важнейшей задачей. Немаловажно обеспечить крупнейшие города Пермского края и полноценным пассажирским сообщением».

Альтернативный вариант, по словам Тихонова, обойдётся много дороже. Строительство новой станции типа Березники-Сортировочная, навскидку, потребует не менее десяти миллиардов рублей.

К засыпке воронки планируется приступить в августе. План, правда, вызвал сомнения у Ростехнадзора. Юрий Трутнев по существу не возражал, только…

«Засыплем мы воронку, уложим рельсы, поставим опоры, а потом всё это опять поплывёт. Этого хотелось бы избежать», – предостерёг он.

…ЗАТО «ПЛЫВЁТ» УСОЛЬСКИЙ
Глава Березников Сергей Дьяков отчитывался уже о соцсфере. В микрорайоне Усольский-2, построенном под переселение из района рудника, сданы детский сад, поликлиника. Начали строить супермаркет, выделено помещение под «спорт», на очереди пожарное депо. Долго объяснял про «водопонижение»…

«Это называется дренаж, – спокойно констатировал Трутнев. – Сколько времени прошло с момента аварии? Дренажную систему можно сделать за сезон».

Жалобы на воду в подвалах он регулярно выслушивал из одного своего приезда в Березники в другой. Но на пятом году после катастрофы оказалось, что и проекта дренажной системы нет…

Мало этого. Автобус от центра города до Усольского идёт около пятнадцати километров в среднем за 27 минут.

«То есть скорость – 30 километров в час? – удивлялся министр. – Сделайте экспресс».
«Там дорога непростая», – пробовал хоть тут возразить несчастный мэр.
«Так сделайте дорогу! – не отставал Трутнев. – Чтобы в час пик достигать центра города за десять минут».

В довершение всплыло, что приём населения здесь березниковский мэр ведёт… раз в месяц.

«Это вообще ни о чём. Надо, чтобы людей каждый день принимали, решали их проблемы! Нам в Москву письма приходят. Постоянно!» – возмутился Трутнев, показав «Уралкалию», что контроль того в аффилированном городе вовсе не так тотален, как кажется компании.

Прозвучал прозрачный намёк на персональные выводы относительно главы Березников.

Новый микрорайон должен быть лучше, чем остальной город, втолковывал федеральный министр.
Почему-то показалось, что рабочих визитов понадобится ещё не один…

ДОСЬЕ
Первый калийный рудник «Уралкалия» в Березниках оказался затоплен осенью 2006 года. По заключению государственной комиссии, к подземной катастрофе привело сочетание природных и технологических факторов. На возмещение затрат на ликвидацию последствий аварии и прокладку железнодорожной линии Яйва – Соли­камск калийный концерн потратил в 2009 году 7,8 миллиарда рублей.


Источник: «Пермские новости»
Фото: Тимон
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии