Возвращение Верхнекамья к истокам

Стремительные броски, звон оружия, суровый взгляд сквозь прорезь шлема. На фоне золотых куполов и старинных зданий, окружающих Соборную площадь, идет суровая борьба воинов. Кажется, что вернулся на много веков назад или попал на съемки исторического фильма. Однако это всего лишь эпизод празднования Масленицы, состоявшеесяв Соликамске. Эпизод, в котором главными героями являются березниковские ребята из центра воинских искусств «Родимич», где занимаются исторической реконструкцией.

Как вид молодежного досуга, историческая реконструкция появилась в России в начале 90-х годов, объединив общей идеей людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и боевыми искусствами. В Пермском крае также стали возникать подобные объединения – на сегодняшний день их семь. Но «Родимич» – единственный в Верхнекамье центр, где помимо умения стрелять из лука и биться на мечах пытаются воссоздать традиции, продиктованные самим названием.

– Родимичами называли старых воинов, которые на богатырских заставах занимались воспитанием молодняка, – рассказывает один из учредителей центра Ринат Ахметзянов.

А еще «родимич» – это один из 144 видов славянских солярных (солнечных) символов, обозначающий вселенскую силу. Сегодня этот знак носят все участники центра кто как оберег на груди, кто на берестяном ободке, чтобы не забывать о той ответственности, которую сила накладывает на каждого, кто ею обладает.

– Сильный человек не может быть агрессивным, – объясняет его собрат по оружию Илья Касихин. – Это очень серьезная вещь, когда ты можешь многое себе позволить, например, помочь слабому, защитить того, кто не может этого сделать сам.

Сильными среди «родимичей» себя ощущают все, включая самого юного участника клуба – 12-летнего Лешку. Несмотря на возраст, он принес в копилку клуба массу наград, участвуя в турнирах и соревнованиях. А ведь, наверное, как многие другие пацаны, впервые оказавшись в клубе, сначала недоумевал. Как можно разжечь костер с одной спички? Неужели реально часами биться, имея на себе рыцарское снаряжение весом 18 килограммов? Плюс щит и меч, которые тоже весят немало. Многие из тех ребят сейчас служат в армии, с благодарностью вспоминая уроки, полученные в ЦВИ «Родимич».

– Зачем голодному давать деньги или рыбу, если разумнее вручить ему удочку и крючок, – уверен Ринат Ахметзянов. – Поэтому в центре у нас каждый сам заботится и о костюме для себя, и об оружии.

Трудно представить парня, вышивающего на длинной славянской рубахе орнаменты или плетущего из проволоки кольчугу. Зато все мучения окупаются сторицей, когда на каком­-нибудь фестивале тебя все провожают восторженными взглядами и хотят рядом сфотографироваться. Порой снимки оказываются в музеях, ведь главное требование к экипировке – историческая достоверность. Чтобы ее добиться, мало найти картинки в Интернете или художественном альбоме, надо проникнуться идеей, ведь каждый штрих в костюме что­-то да значит.

Впрочем, реконструкция костюмов в ЦВИ «Родимич» появилась позже. А началось все 4 года назад со стрельбы из лука. Позже к ней добавились владение историческим метательным оружием, к которому относятся копья, топоры и ножи, а также историческое и спортивное фехтование. В общем, весьма травмоопасное увлечение.

– Шахматы тоже небезопасны: можно пешкой в глаз попасть, – спорит Ринат Ахметзянов, хотя соглашается, что на тренировках, которые проходят в школе № 1, не обходится без разбитых носов и рассеченных бровей. – Мужчин без шрамов не бывает.

Впрочем, увидеть настоящую битву, когда, согласно традициям, бойцы идут «стенка на стенку», можно, разве что, на тренировках или соревнованиях. На фестивалях и народных праздниках зрителям обычно предлагаются показательные бои.

– Главное – показать красоту боя, для этого его надо ставить, начиная от стойки и кончая ударами, – говорят «родимичи». – Пытаешься скомпоновать соперников, чтобы и смотрелись красиво, и не травмировали друг друга. В реальном поединке все жестко: разрешено бить и ребром щита, и ногой.

Удовольствие от драки получают все участники центра, будь то школьник или студент, рабочий или замдиректора – они мужчины. А как к этому увлечению относятся их жены? С пониманием. Ринат Ахметзянов рассказывает, что его сын занимается здесь же стрельбой из лука под руководством «дядьки» Владимира Демидова, а супруга сопровождает на всех фестивалях. Подруга Ильи также участвует в общем деле, занимаясь рукоделием и выставляя свои работы из бисера на «торжищах», обязательных на всех мероприятиях подобного рода.

А их, надо отметить, в России проходит великое множество, и с каждым годом они собирают все больше и больше народа. Если вначале наш знаменитый фестиваль «Сердце Пармы» собирал по 500 человек, то в прошлом году – уже 14 тысяч.

– На федеральном фестивале в Мордовии мы разговаривали с руководством, и они говорят, что это очень выгодное мероприятие, – вспоминают «родимичи». – Тысячи людей съезжаются, чтобы посмотреть на бои, на искусство кузнецов, деревянщиков, послушать живую музыку, попробовать свои силы и… оставляют деньги на этой территории.

Была попытка и у ЦВИ «Родимич» организовать свой фестиваль «Чудь уральская», но не совсем удачная, поскольку проходил он зимой. Однако бойцовский характер не позволил опустить руки: они от своей идеи не отказались. А пока занимаются не столь грандиозным, но не менее зрелищным проектом – провести в апреле в Березниках краевой чемпионат среди юниоров по спортивному мечу. Уже девять команд дали согласие на участие, но организаторы надеются, что участников будет значительно больше, ведь воинские искусства и романтический дух средневековья сегодня популярны по всей России.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история