Чему не учат в школе

Текст: Кирилл Гуманков

Если бы традиционную школьную программу подсократили и добавили действительно полезных в жизни занятий, люди, вырастая, совершали бы меньше ошибок – в том числе, финансовых.

Помню, что один из самых бесполезных и нудных уроков в школе назывался ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Сегодня «Википедия» дает весьма пафосное описание этого предмета. Но на практике он представлял собой пустое и скучное времяпрепровождение. Возможно, потому что урок с таким названием обязали ввести сверху, но не рассказали, что именно нужно преподавать и как. Учителям приходилось выкручиваться – например, рассказывать в теории, как пользоваться противогазом или тушить пожар подручными средствами.

Значительная часть времени, которое дети проводят в школе, тратится впустую. И отнюдь не по вине детей. А ведь его можно было бы проводить с реальной пользой для себя, путь даже этого не осознавая. Если бы на тех же занятиях по ОБЖ давали уроки финансовой грамотности, список редких и действительно полезных для жизни предметов, вроде иностранного языка, пополнился бы.

Долгие годы тему повышения финансовой грамотности мусолят чиновники и депутаты. Однако толку от словоблудия немного. Некоторые коммерческие организации, в том числе – банки, сами проявляют инициативу. Например, сочиняют и издают для детей сказки с финансовым уклоном. Но все это – капля в море. Нужен системный подход.

Почему бы, например, в игровой форме не рассказать детям о том, зачем нужны пластиковые карты, когда и как ими пользоваться, чего нельзя делать, чтобы не попасться на удочку бармалеев-мошенников? Отчего бы не поведать про кредиты, которые могут в одних случаях, как по волшебству, сделать жизнь лучше, а в других… скажем, испортить настроение.

Но кто мог бы давать уроки финансовой грамотности в школе? Если подходить к вопросу так, как это было с ОБЖ, ничего не получится. Традиционно в школе есть «важные» предметы, к которым учителя относятся трепетно – в том числе, математика, физика, химия. Есть предметы «второстепенные», которые классный руководитель «преподает» по совместительству и ставит оценки автоматом.

Сомневаюсь, что среднестатистический преподаватель русского языка или даже математики сможет грамотно учить детей финансовым азам. Это должен быть отдельный предмет, из разряда приоритетных, с отдельным учителем. А преподавателю нужна разработанная специально для разных классов программа.

Реально ли это в нашей стране? Теоретически – да, если проблему финансовой безграмотности будут не обсуждать, а решать на федеральном уровне, выделяя на это средства. Кстати, чем больше появится обывателей, разбирающихся в финансовых вопросах, тем прозрачней станут продукты банков. Допустим, если ежемесячными комиссиями все равно запутать не удастся, то и вводить их смысла не будет: это лишь отпугнет большую часть клиентов.

Но в действительности слабо верится, что чиновники и депутаты всерьез озабочены финансовым образованием населения и пойдут на усовершенствование школьной программы. Куда лучше – проще и дешевле – предъявлять претензии финансовым организациям: мол, клиент недопонял, потому что банковские сотрудники недообъяснили, и теперь гражданин попал в долговую кабалу. В общем, банку – стыд и позор, правозащитникам – легко заработанные фанфары, а гражданам – учение в бою, на своих ошибках. К примеру, хорошим уроком может стать отправка данных пластиковой карты как бы «представителям банка» на запрос по электронной почте.


Автор – финансовый обозреватель Bankir.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса