Калийное лето, калийная осень

Китайцев очень даже можно понять. Если «Уралкалий» и «Сильвинит» сольются в циничном экстазе и при этом не прервётся тёплая дружба с «Беларуськалием» (имеется в виду система продаж на мировом рынке через Белорусскую калийную компанию), то Китаю придётся иметь дело лишь с одним поставщиком. С двумя можно было бы поторговаться и, следует заметить, торговались. А с одним – не поторгуешься.

Тем паче, если вспомнить, что Владислав Баумгертнер, который, как ожидается, официально возглавит с октября «Сильвинит», а в перспективе может возглавить и будущий «Сильвакалий» или «Уралвинит», руководил березниковской компанией в период стремительного роста калийных цен. И, собственно, под чутким руководством Баумгертнера «Уралкалий» этого роста [цен] добился. Причём самой что ни на есть ультимативной тактикой: покупайте по выставленным ценам или мы прекращаем отгрузку. Березниковские калийщики прекрасно помнят весну 2006 года, когда все склады были забиты неотгруженной продукцией – «Уралкалий» ломал Китай. И сломал, китайцы были вынуждены согласиться.

В 2009 году фокус с прекращением отгрузки уже не прошёл. Не только, конечно, из-за «Сильвинита», а и из-за того, что умные китайцы (и индийцы, кстати), помня урок, позаботились обеспечить себя запасами калийных удобрений. Но позиция «Сильвинита» тоже имеет значение. Поэтому беспокойство китайцев, которые, как следует из сообщений минувшей недели, решили провести антимонопольное расследование относительно слияния Березников с Соликамском, можно понять. Точно так же, как можно понять китайский интерес к приватизации «Беларуськалия» и поглощению Potash Corp , которое затеяла BHP Billiton. У них там, в Китае планов громадьё, развитие сельского хозяйства, увеличение производства продовольствия является ключевой задачей китайского общества, основным элементом его стабильности (а вовсе не главенствующая роль Коммунистической партии), и удобрения в этом вопросе [цена и объёмы] – всё равно что медикаменты для больниц, бензин для автомобилей. Стратегический фактор.

Причём, нетрудно догадаться, к российскому калию и монополизации его производства у Китая интерес больше. И больше беспокойства. BHP Billiton сама по себе не является калийной компанией, поэтому в случае поглощения ею Potash Corp произойдёт разве что смена вывески поставщика, а не условия производства и поставки. Не то, что при слиянии «Уралкалия» и «Сильвинита».

Конечно, сложно предугадать, сумеет ли Китай оказать действительно серьёзное влияние на происходящий в России процесс. Тут, думается, вопрос может выйти на уровень ну очень большой политики. С одной стороны, безусловно правы те наблюдатели, которые отмечают особую ревность российского правительства (в широком смысле, а не только структуры во главе с Владимиром Путиным) в отношении попыток иностранного вмешательства и даже прикосновения к стратегической экономике.

С другой стороны, калийная промышленность для самой России – в отличие от Китая или даже Белоруссии - не столь уж и стратегическая на самом-то деле. Объёмы поставок на внутренний рынок крайне низки (не более 10 % от общего объёма производства, и то – для «Сильвинита», а для «Уралкалия» и вовсе – 3-5 %), а доходы бюджета невелики. Тот же «Уралкалий» в 2008 году – самом, надо отметить, успешном с точки зрения доходов предприятия – перечислил в бюджеты всех уровней примерно 8,24 миллиарда рублей. А в 2007 году – чуть более 2 миллиардов… Для сравнения: годовой бюджет города Березники составляет примерно 2-3 миллиарда рублей. Годовой бюджет Пермского края – 55-60 миллиардов рублей. Да, рентабельность калийной промышленности высока [за счёт низких зарплат основного персонала и, соответственно, до поры до времени, пока социальный гром не грянет], но в абсолютных цифрах – не такой уж, получается, кусок, чтобы до смерти биться. Тем более, что сам Китай нынешним российским правительством позиционируется как стратегический партнёр. О противостоянии Западу говорится и подразумевается много, а о противостоянии Китаю – нет. Даже в самых, казалось бы, патриотических вопросах, когда на Дальнем Востоке или в Якутии местные начинают про китайское проникновение нервничать.

Поэтому лично я бы не стал торопиться с предсказаниями на сей счёт. И если предположить, что российское правительство по тем или иным причинам будет стойко оборонять нарождающуюся калийную монополию от китайского противодействия (скорее всего, всё-таки договорятся полюбовно, но допустим, что китайский интерес вообще не будет учтён), можно ожидать, что Поднебесная найдёт другой способ, а не ограничится безрезультатным антимонопольным расследованием. Например, всё-таки сторгуется с батькой Лукашенко. Или – что ещё вероятнее – приложит усилия к ускорению калийных проектов «Еврохима» (в Волгодградской области и Верхнекамье) и «Акрона» [в Верхнекамье]. Больше внимания будет уделять другим удобрениям [а это – «Еврохим», «Уралхим», «Фосагро», «Акрон»]. И т.д. Потому что, повторю, в отличие от России, для Китая вопрос развития сельского хозяйства (а значит – удобрений) в самом деле стратегический. Во всяком случае, пока производство продовольствия не стало полностью химическим и из воздуха.

В целом, можно отметить, что не только минувшая неделя, и предыдущая неделя, и предпредыдущая неделя, а вообще всё лето прошло под знаком калийной промышленности. Никакие другие новости не остаются так долго в повестке дня. Даже очередные размолвки Потанина и Дерипаски в «Норильском никеле» не вызывают такого интереса наблюдателей. Разве что Химкинский лес. Но это уже вопрос, скорее, социальный, социально-политический. Его следовало бы рассматривать в совокупности с другими приметами социального напряжения.

Например, с вооружёнными нападениями на милиционеров. Которые, пожалуй, уже приобрели всероссийский характер, хотя и не вызывают такого ажиотажа как «приморские партизаны». А между тем, в Волгоградской области застрелили милиционера, в Астрахани обстреляли патруль, один милиционер погиб [и это уже четвёртое нападение за месяц]. В Краснодарском крае милиционер [по официальной версии] погнался за подозрительным пьяным мужчиной, который что-то подозрительное нёс в руках, почти догнал в каком-то переулке, и тут пьяный мужчина в милиционера это «что-то подозрительное» кинул – оказалось, самодельное взрывное устройство… А вспышки сопротивления местных депутатов решениям региональных властей? В Кудымкаре, в Барнауле, в Ревде…

Впрочем, в Березниках, как местонаписании данного текста, социальные и социально-политические вопросы временно отложены в сторону, отошли на второй план. Здесь калийное лето. Смена акционеров «Уралкалия» и «Сильвинита» и ожидаемая в связи с этим [одними – с надеждой, другими – со страхом] смена калийного менеджмента. И изменение, соответственно, политической ситуации. Или – в случае сохранения политической ситуации в нынешнем виде – превращение социальной ситуации из напряжённой во взрывоопасную. Березники – не Междуреченск и не Пикалёво, никакие бунтовщики не смогут здесь перекрыть федеральную трассу, чтобы привлечь внимание Кремля и добиться начала переговоров о лучшей доле. И это плохо. Потому что нет даже такого клапана для выпуска пара.

А завтра в Березниках и Соликамске ожидается Сулейман Керимов, который предполагается конечным покупателем акций «Уралкалия» и «Сильвинита», и все причастные озабочены. Ещё более, надо думать, все причастные будут нервничать послезавтра – потому что будут мучаться и гадать, какое же на самом деле Керимов составил впечатление обо всех них. Особенно, о тех, чья судьбинушка непосредственно связана с намерением новых акционеров поменять менеджмент.

Думаете, зря на березниковском телеэкране и в проплаченной прессе вдруг снова возник светлый образ бывшего березниковского мэра, ныне – старшего вице-президента «Уралкалия» по связям с госорганами? Ну, того, который в своей ябеде в милицию фактически признал время своего управления Березниками подобным оккупационному режиму? На Березниковский Форум загляните, сами увидите, какую реакцию это явление отнюдь не Христа народу вызвало у горожан. И нетрудно было реакцию предсказать, но презрели и рискнули, потому что есть мотивы посерьёзнее. Нового барина ждут. Чистят пёрышки, сапоги драят, траву красят в зелёный цвет. Словом, ничего нового.

Между тем, ситуация меняется и меняется сильно. Вот, например, китайцы… Калийное лето завершилось на прошлой неделе. Начинается калийная осень. Во всех смыслах.

Это был постфактум тридцать пятый с начала 2010 года от рождества Христова.


Автор – основатель и политический обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


итоги недели

Постфактум