Насилие в тишине

Текст: Михаил Данилович

Два года в Пермском крае работает детский телефон доверия. Одна из психологов, которая отвечает на звонки ребят, Сарьяна Пономарёва, говорит, что самые запоминающиеся обращения – о насилии в семье. Многие звонки – молчащие. Это когда человек набирает номер и ничего не говорит. «Однажды консультант начал с того, что сказал: «Давай я буду задавать тебе вопросы, если ты захочешь ответить «да» – стучи чем-нибудь», – отмечает психолог. Такое общение продолжалось минут двадцать. Только потом мальчик сказал, что боится, что скоро придёт отец и будет его бить.

Молчание – пожалуй, главное «удобрение» для насилия над детьми. Зачастую молчат матери, чьи мужья издеваются над ребёнком, соседи. Недостаточны и меры властей.

НАСИЛИЕ КАК ОБЫДЕННОСТЬ
Минувший понедельник был отмечен на календаре как Международный день детского телефона доверия. В Прикамье такой телефон называется «Перемена».

Сарьяна Пономарёва, она и руководитель «Перемены» показывает комнату, куда поступают звонки: здесь два стола с телефонами. Между рабочими местами – перегородка. Здесь гораздо тише, чем снаружи: в комнате звукоизоляция.

Всего «Перемена» за два года приняла более шести тысяч звонков. Большинство из них – о неразделённой любви, отношениях со сверстниками и родителями.
Более сотни обратившихся рассказали о домашнем насилии и буллинге (жестоком обращении в среде сверстников).

«Родители – близкие люди, которые обязаны защитить жизнь ребёнка, – вспоминает звонки ребят Сарьяна Пономарёва. – Ребёнок вынужден – парадокс! – рассказывать о них чужому человеку. Поэтому в этих звонках звучит безысходность».

«Часто ребёнок воспринимает семейное насилие как обыденность. И ничего не предпринимает», – считает директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Перми Вера Кожарская. Как сосчитать количество жертв семейных трагедий?

ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ДЕТЕЙ НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ
Всего в 2009 году было возбуждено 160 уголовных дел по преступлениям, совершённым в отношении несовершеннолетних (в 2008-м – 101). При этом, как отмечается в ежегодном докладе уполномоченного по правам ребёнка Павла Микова, большинство из обидчиков детей – родители или близкие люди.

Более половины преступлений совершены против половой неприкосновенности детей.

По мнению Микова, на самом деле количество преступлений осталось на том же уровне, что и год назад: «Пока не в полной мере, но начала работать система выявления этих фактов. Получается, и проблема стала звучать чаще». Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав приняла документ, в котором чётко прописано, что и в какой срок должны делать сотрудники медицинских учреждений, образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, внутренних дел и др. В документе закреплено и то, что они должны делиться друг с другом информацией.

Впрочем, считает Павел Миков, этого всё равно недостаточно, чтобы вовремя узнавать об инцидентах. А тем более – защищать детей.

СОР ОСТАЁТСЯ В ИЗБЕ
В прошлом году в Юго-Камске мать нескольких детей периодически обращалась в правоохранительные органы. После того как отец в очередной раз выпивал, он бил жену и ребят. Но не проходило и недели – женщина забирала заявления из милиции. Говорила, что «не держит зла», а с детьми мужчина «помирился».

После очередного скандала старший ребёнок, мальчик пятнадцати лет, заявил в школе, что зарежет отца, если тот ещё раз поднимет руку на мать или младших детей. Школьный социальный педагог позвонила уполномоченному по правам ребёнка.

Однако для возбуждения уголовного дела в этом случае требуется заявление матери, которая снова забрала его из милиции.

«Ради сохранения призрачных семейных отношений» – называет уполномоченный главную причину того, почему женщины не выносят сор из избы. К сожалению, этот сор, как правило, там и остаётся.

В конце прошлого года жителя Оханска осудили на девять лет лишения свободы. Почти два года он насиловал двух девочек, взятых на воспитание из детского дома.

На судебных заседаниях выяснилось, что приёмная мать знала, что делает её муж, но никому об этом не рассказывала: не хотела разрушить семью и остаться в одиночестве.

Отнести заявление на злоумышленников в милицию имеют право и соседи. После этого может начаться проверка, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело.

Но у соседей, как правило, есть своя «причина» молчать – нежелание быть «стукачами» или страх мести преступника. Одни граждане, например, никуда не обратились, потому что боялись, что обидчик детей сожжёт их дом.

В итоге, ничего не меняется: дом – стоит, дети – страдают.

ВСПОМНИТЬ ОДИННАДЦАТЬ ЦИФР
Детский телефон доверия – тоже способ узнать о том, что происходит в неблагополучных семьях.
Были случаи, когда с согласия детей специалисты «Перемены» рассказывали об их проблемах другим организациям.

По мнению экспертов, было бы лучше, если бы номер телефона состоял не из одиннадцати цифр, как сейчас, а из трёх.

Когда это произойдёт, в службе «Перемены» не знают. Как отмечает Вера Кожарская, должен появиться общероссийский номер детского телефона доверия. И, возможно, звонки из Прикамья будут переводиться на «Перемену». Заявка для участия в проекте готовится.
Пока же номер знают далеко не все.

ВЕРНУЛАСЬ С СИНЯКОМ ПОД ГЛАЗОМ
Уйти из дома – зачастую тоже способ избежать насилия. Подростки могут придти в детские социальные приюты.

Матерям с малышами до конца прошлого года идти было некуда. Теперь в одном из зданий краевого учреждения «Социальная гостиница» есть кризисное отделение для женщин с детьми. Сейчас оно рассчитано на шесть матерей, через несколько месяцев, возможно, удастся принимать десять.
Детям постоялиц – от года до пяти лет.

У одной из девушек, которая здесь живёт, есть дом. Но из-за мужа она там не живёт. «Недавно мужчина приходил сюда, – говорит заведующая отделением Фаина Петрова. – Я просила её не выходить на улицу. Но она говорит, что это её любимый». Девушка вышла – вернулась в отделение с синяком под глазом.

В двухэтажном здании кроме матерей и их детей – ещё девяносто человек: одинокие инвалиды, пожилые люди, психоневрологические больные.

Фаина Петрова считает, что такое соседство мало помогает жертвам насилия: условия должны быть приближены к домашним, позволять уединиться.

«Здесь мы всё перекроем, – показывает заведующая на вход в одно из крыльев на первом этаже. – В кризисное отделение будет свой вход. Будет отдельный санузел, кухня, игровая комната».

Кроме этого, здесь нет психологов, которые могли бы помочь жертвам насилия. Является ли это место полноценным укрытием?

Преданные родителями, дети зачастую остаются без чьей-либо помощи. Как защитить тех, кто пострадал от своих прежних защитников? Власти с трудом могут узнать о случаях насилия, изолировать пострадавших от обидчика.

О профилактике насилия над детьми вообще мало кто говорит.

ТОЧНО ГОВОРЯ
Наиболее распространёнными формами и способами насилия над детьми, по данным уполномоченного по правам ребёнка, являются драки, побои, избиение. Используются также унижение, ненормативная лексика, физическое воздействие, оскорбление, издевательство, психологическое воздействие.

СЛОВАРЬ «ПН»
Жестокое обращение с детьми (насилие над детьми) – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и т. п.), а также покушение на их половую неприкосновенность.

ТЕЛЕФОННАЯ КНИГА «ПН»
8-800-3000-122 – детский телефон доверия «Перемена». Работает с понедельника по пятницу, с 9:00 до 21:00. Звонки с любых телефонов – бесплатные.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Как показал один из социологических опросов, пермяки считают, что вернуться к нормальной жизни жертве насилия помогут поддержка родственников, знакомых, друзей, коллег, профессиональная психологическая помощь, внимательное чуткое отношение, изоляция, смена образа жизни, общение и др.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс