Конец соликамским марафонам

Неисполнение документов или исполнение с нарушением срока в даже в правительстве края превышало 30 %. Сейчас в правительстве принято допустимое неисполнение документов - 2%.

Нам обещают, что справки и документы в органах власти можно будет оформлять быстро, без суеты, траты времени и головной боли. Что это научная фантастика, пиар-ход или ближайшая реальность?

Если вы когда-нибудь приватизировали квартиру, оформляли документы на социальную помощь, получали материнский капитал, регистрировали ИП, машину в ГАИ, собирали документы на участие в какой-нибудь госпрограмме, то понимаете, что значит ходить по инстанциям за справкой, для получения которой нужны еще три. Но взять их нелегко, потому что часы работы ведомств совпадают с вашими производственными. А пока берешь очередную справку, истекает срок действия предыдущей… Именно так на сегодняшний день оказывается гражданам большинство государственных услуг: каждая новая операция грозит новыми хождениями. Верите, что может быть по-другому?

ЗА СПРАВКОЙ
Чего хочет любой гражданин, обращаясь в федеральное или муниципальное ведомство? Получить полную точную исчерпывающую консультацию по своему вопросу, причем в корректной форме, а не «мужчина, я же сказала, туда идите, глухой что ли?». Затем быстро (то есть в установленный срок), в удобное время (кому-то проще прийти, а кто-то и через Интернет может), получить качественный (который не придется переделывать) документ либо иной результат, заказанный государству (например, зачисление в детсад или школу или субсидию). Сегодня это невозможно по двум причинам. Между ведомствами, которые выдают промежуточные и итоговые документы, нет взаимодействия. Существуют много разных, никак не связанных между собой, не сообщающихся баз данных. К тому же федеральный закон, охраняющий наши персональные данные, запрещает выдавать документы, содержащие данные, кому-либо кроме самого человека. Отсюда и беготня, и потраченное на очереди и справки время. Казалось бы, выхода нет: неповоротливую бюрократическую махину заставить работать иначе невозможно. Однако специалисты по ИТ-технологиям считают – можно! И законотворцы уже меняют законодательство, чтобы это стало возможным.

Справка: На рассмотрении Госдумы РФ (в мае – второе чтение) находится проект закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», базовым пунктом которого является запрет на запрос у граждан данных, которые уже содержатся в базах данных других государственных ведомств.

ПРАВА, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА
Нам обещают всеобщую информатизацию, единое информационное пространство и возможность получать государственные (муниципальные) услуги в электронном виде, через Интернет – пишешь заявление с домашнего или рабочего компьютера и получаешь результат — либо в электронном виде, либо лично в назначенное время в назначенном месте.

Вообще существует пять ступеней автоматизации госуслуг. Для реализации каждой государство установило предельно допустимые сроки. Первая - размещение информации об услуге (функции) на Едином портале госуслуг - должна заработать до 1 декабря 2010 г. В нашем городе это произойдет еще раньше. Так как единый портал, где в структурированном виде представлено, какие услуги, какое ведомство, управление оказывает, уже есть, сейчас он проходит опытную эксплуатацию.

Вторая — размещение на Едином портале форм (бланков) заявлений, необходимых для получения соответствующих услуг, которые можно скопировать и заполнить в электронном виде - заработает до 1 января 2011 г.

Третья - обеспечит возможность отправки документов в электронном виде для получения услуги – пуск: до июля 2012 г. На этом этапе решается вопрос с персонификацией заявителя, нужны гарантии, что услугу заказывает именно этот, а не какой-то другой человек. Тут поможет электронно-цифровая подпись.

Четвертая - заявитель получает возможность отслеживать ход заказанной им услуги. Он может авторизироваться на сайте и посмотреть, где сейчас находится заказанный документ, у кого из чиновников он завис. Предельные сроки реализации этапа до 1 января 2013 г.

И, наконец, пятая ступень позволит полностью исключить контакт заявителя с чиновником-исполнителем. Мы сможем получать результат заказанной услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом. Например, права на управление ТС сегодня можно получить исключительно лично в руки. Срок включения - 2014 год. В Соликамске в автоматизированном режиме уже в конце апреля будет работать услуга - зачисление ребенка в детский сад. Чтобы получить место в детсаду, не нужно идти в управление образования, достаточно внести все данные в электронную заявку и получить уведомление о зачислении.КНОПКИ-ГАЛОЧКИ
- Заказ и получение документов с домашнего компьютера, услуги в электронном виде – это оболочка, — поясняет начальник управления по информатизации и инновациям соликамской администрации Олег Демченко, — а ядро — электронный документооборот. Рабочая кухня администрации.

Мы знаем, что решение наших вопросов с государством (муниципалитетом) зависит от расторопности чиновников. Чем живее они будут прочитывать, обрабатывать, согласовывать документы, нужные нам или те, которые запускают необходимые нам механизмы, тем быстрее будут решаться все вопросы. Именно автоматизация обработки документов (СЭД) не даст госслужащим возможности расслабиться.

- Предположим, потребовалось создать нормативно-правовой акт, - поясняет Олег Демченко. - Чиновник-инициатор заходит в систему, нажимает кнопку, выбирает процесс «Создание нормативно-правового акта», «Распоряжение главы города», описывает краткое содержание документа и начинает ставить задачи конкретным служащим: кто разрабатывает документ, кто его согласовывает, кто подписывает. Если с этим постановлением надо ознакомить кого-то - это может быть сотрудник городской администрации и даже министр Пермского края - ставит галочку. Все эти люди получают задание и сроки для его исполнения. Исполнители разрабатывают документ и в электронном виде отправляют инициатору. По сети документ мгновенно переходит от чиновника к чиновнику, нигде не задерживаясь. Когда задание выполнено, инициатор получает результат. Система предлагает документ проверить, а потом – утвердить или отклонить, или отправить на доработку. При этом все участники системы могут видеть работу и своих подчиненных, и начальника. Работа становится абсолютно прозрачной. В системе нельзя вести двойную регистрацию, оставлять номера, чтобы зарегистрировать что-то потом. Работать тяжелее, но это дисциплинирует.

— До внедрения СЭД в правительстве Пермского края исполнительская дисциплина (количество неисполненных документов или исполненных, но с нарушением срока) официально измерялось несколькими десятками, - рассказывает и.о. руководителя аппарата правительства Пермского края Макар Герман. — После ее введения увидели реальную картину – неисполнение превысило 30%, учитывая, что через правительство проходят сотни и тысячи документов.

Сейчас в правительстве принято допустимое неисполнение документов - 2%. Если какой-то орган государственной власти превышает этот показатель исполнительской дисциплины, все подразделение лишается премии за отчетный период.

СОЛИКАМСК В ШОКОЛАДЕ…
Как мы знаем, соликамские чиновники как раз осваивают систему СЭД. Мы единственный город края, имеющий свою автономную электронную систему, другие муниципалитеты работают с документами, подключаясь к общекраевой интегрированной системе электронного документооборота (ИСЭД). Подключение всех в ИСЭД как раз и стало возможным после того, как Соликамск в качестве опорной площадки разработал типовые регламенты, программные коды по каждому из процессов муниципальных СЭД. У нашего города есть преимущества, мы можем управлять своей системой, так как имеем конструктор задач, и больше защищены от сбоев у провайдера. То есть, отключится Интернет, соликамская администрация все равно может работать, чего нельзя утверждать по поводу других муниципалитетов.

С внешней средой наша система взаимодействует через единый портал услуг (он откроется в скором времени на сайте администрации adm.solkam.ru) Кстати, здесь уже сейчас можно задать вопрос чиновнику через электронную приемную, с мая - заказать архивную справку, зачислить ребенка в детсад и так далее. Это то, чем мы сможем пользоваться в самое ближайшее время. Но есть и планы на будущее…

И ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНДИЦИОНЕР!
…которое, по словам Олега Демченко, должно наступить уже в этом году, но тут все будет зависеть от решения депутатов городской Думы, куда управление информатизации выходит с предложением о создании многофункционального центра (О думских дебатах, о позициях народных избранников и администрации, по вопросу создания МФЦ, читайте в следующем номере НС). Многофункциональный центр (МФЦ) - это организация, учрежденная органом власти субъекта либо органом местного самоуправления для оказания населению и юридическим лицам комплекса государственных (в том числе и федеральных органов власти) и муниципальных услуг в режиме «одного окна», в максимально комфортных условиях. Единое помещение, где будет расположен центр, должно отвечать всем необходимым требованиями комфортности: удобно расположено в городе, иметь пандусы, бесплатную стоянку, внутри оборудовано секторами для информирования, ожидания и приема граждан. Учитывается даже влажность и температура воздуха.

Создавать МФЦ планируется в два этапа. На первом в такое помещение сводятся абонентские отделы всех смежных ведомств. Выбираются обычно труднодоступные или те, где сегодня существуют длинные очереди (у нас это, в первую очередь, организации, оказывающие услуги в области недвижимости и земельных отношений). На втором этапе должны завязаться связи между ведомствами, чтобы сотрудники по заявлению гражданина сами запрашивали информацию, а не заставлять его бежать за справкой. Возможно, для этого гражданину придется оформить на чиновника заверенную нотариусом доверенность.

Все вышеперечисленное выглядит очень гладко и привлекательно, потому как сегодня это еще только теория. Как на практике заработают электронные услуги? Ведь за точными и логичными вычислительными машинами будут сидеть все те же люди.

Еще вопрос: примут ли соликамцы новшества или по старинке окажется спокойнее? Надеюсь, мы скоро это узнаем. А пока можно начать пробовать то, что работает. Вы уже пользовались электронной приемной?


Автор – корреспондент газеты «Наш Соликамск», специально для "Иной газеты – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс