Кто сказал «экология»?

Во время последней избирательной кампании в Березниках экологическую тему поднимали на щит и размахивали ей, как мечом. Разоблачительные статьи в местных, прежде всего – «уралкалийных» СМИ, обличающие, запугивающие репортажи в телеэфире (опять же – принадлежащем «Уралкалию»), анонимные и не очень листовки, призывающие березниковцев объединиться и возвысить голос в защиту родной экологии. Всё делалось с одной-единственной целью – обеспечить мандатами местного парламента кандидатов, выдвинутых и профинансированных калийной компанией.

Это было ясно с самого начала и стало очевидно сразу после окончания избирательной кампании – в Березниках немедленно наступила тишь, гладь и полная экологическая благодать. Как не было. Местные медиа (кроме, разумеется, нашей «Иной газеты») даже ни словом не упомянули о экспертизе березниковских водоёмов, которую проводила в марте общероссийская общественная организация «Зелёный патруль». Между тем, специалисты этой организации исследовали водные ресурсы всего Прикамья и, подводя итоги работы на состоявшейся в Перми пресс-конференции директор природоохранных программ Роман Пукалов, заявил: «Я в шоке от Пермского края». Имея в виду, в том числе, и Березники.

В ШОКЕ ОТ КАМЫ
Больше года назад на грант Президента РФ Дмитрия Медведева общероссийская организация «Зеленый патруль» начала проект «Великие реки России». Начали с постановки диагноза экологического здоровья самой великой русской реки – Волги. За 14 месяцев эксперты обследовали территории двенадцати краёв и областей в водосборном бассейне Волги, инициировали проведение более 10 внеплановых проверок предприятий, нарушителей природоохранного законодательства. Выявлялись источники химического загрязнения Москвы-реки, Оки, Вятки, Камы и их притоков. В марте «Зелёный патруль» брал пробы воды в Каме, Чусовой, Лысьве, Косьве, обследовал малые реки Егошиха, Зырянка, Лемва, Ленва, Черная, Ласьва и Промканал в г. Березники. В ходе водолазных работ отбирались пробы донных отложений реки Кама.

Для оценки распределения воздушного загрязнения предприятий была проведена аэрофотосъемка Перми и Березников, обследовались мусорные полигоны.

«Более сложную, «грязную» экологическую обстановку мне доводилось наблюдать только в Челябинской и Свердловской областях. А среди регионов Волжского водосборного бассейна Пермский край может смело занять первое – позорное место по остроте экологических проблем», – заявил Роман Пукалов, директор природоохранных программ «Зеленого патруля». Березники, кстати, экологи назвали «самым загрязнённым городом Прикамья». – «Вода реки Кама повсеместно характеризуется как очень загрязненная. Таких впадающих розовых речек, под условным названием «Чёрная», «кисельных» берегов Промканала со слоем химического ила глубиной в 1.5 метра и речушек в районе города Березники, вода в которых представляет из себя рассолы, я ещё нигде не видел».

Всего экспертами «Зеленого патруля» зафиксировано более 20 нарушений водного, лесного и земельного законодательства. Но наиболее детально, как источник более 40% всего объёма загрязнений Камы по Пермскому краю, был обследован наш березниковский промканал.

НИКТО НЕ МОЛОДЕЦ
«Согласно правилам приема сточных вод ООО «Промканал», утверждённых администрацией г. Березники, промканал служит для приёма, транспортировки и перекачки сточных вод в реку Кама в целях исключения подтопления промышленной и жилой зон города Березники», – говорится в пресс-релизе «Зелёного патруля». По географической сетке были заложены точки отбора проб воды канала и стоков предприятий для идентификации объема и их химического состава. Для объективности оценки пробы воды анализировались в 3-х государственных аккредитованных лабораториях г. Перми, Кирова и Нижнего Новгорода. Частично полученные результаты химических анализов были озвучены на пресс-конференции.

«Наибольший объём сточных вод для Промканала дают городские очистные сооружения г. Березники, «Азот», «Уралкалий», «Ависма». Всего Промканал принимает стоки от 9 крупных и 15 мелких абонентов», – рассказывал Роман Пукалов. «По химическому составу наиболее сложные стоки у предприятия «Ависма», содержащие более 30 химических элементов. Хотя предприятие и ведет себя корректно с точки зрения нормирования показателей, именно взвешенные вещества его стоков создают сильное заиливание Промканала. А вот в стоках «Уралкалия» декларируется всего 10 компонентов, в то время как наши анализы показывают минимум 16. То есть, предприятие утаивает от оплаты часть своих загрязнений и сбрасывает их незаконно, в том числе цинк и ион аммония (11 ПДК), традиционно приписывавшийся стокам «Азота». Превышение допустимых концентраций по бихроматной окисляемости стоков «Уралкалия» составляет более 1850 ПДК по сравнению с допустимыми в рыбохозяйственных водоемах. Просачивание загрязнения в грунтовые воды от терриконов «Уралкалия» в расчёт ущерба окружающей среде также не включаются».

То есть независимые экологи раздали «всем сёстрам по серьгам», отметив, что из березниковских предприятий нет претензий только к ООО «Сода-хлорат». А с промканалом что-то делать надо, поскольку неочищенные или недоочищенные стоки в него сливают все, включая городское хозяйство (прямая ответственность городской администрации).

«По всем выявленным нарушениям будут подготовлены жалобы в надзорные государственные органы и копии направлены в прокуратуру, – заключил Роман Пукалов. – Надеемся, что наша экспедиция «Великие реки России» поможет экологии Пермского края».

ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЛЬЁТ
Однако и.о. природоохранного прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Пётр Высоцкий скептически оценил перспективы улучшения экологической обстановки в Верхнекамье: «Пока экологическое законодательство и судебная практика по природоохранным искам у нас останутся такими, какие они есть на сегодняшний момент, трудно ждать каких-то перемен. Крупные хозяйствующие субъекты зачастую занимают позицию неисполнения закона и даже решений суда. Пример? Природоохранная прокуратура неоднократно выходила с иском в суд с требованием закрыть полигон ТБО г. Березники за грубое нарушение санитарных норм. Фактически это не полигон, а банальная свалка, отравленные отходы с которой с грунтовыми водами попадают в речку Толыч, в промканал и в Каму. У городской администрации есть решение последнего суда – привести эту свалку в порядок, срок – до сентября этого года. Но в двухмиллиардном городском бюджете на 2010 год, оказывается, опять не нашлось 28 млн. рублей на рекультивацию свалки. А в Усолье, например, вообще нет муниципального полигона ТБО, там кто куда возит, хотя по закону муниципалитет обязан это устроить. Вообще, за редким исключением кто-то что-то делает. И даже если мы им штрафов на миллион долларов выпишем, они просто обанкротятся, закроются, а завтра откроется какое-нибудь ЗАО «Промканал», и всё пойдёт по-старому.

Есть же у каждого хозяйствующего субъекта, предприятия обязанность внедрять современные методы очистки сбросов, однако на деле заставить собственника потратиться на это закон не позволяет. По той же Чёрной речке в Соликамске: два судебных иска были только в последнее время, к «Сильвиниту» и СМЗ, признать действия этих предприятий незаконными и обязать их построить эффективные очистные сооружения. Суд признал, что неочищенные стоки они сливают незаконно, но в части «обязать» – отказал.

Вот так.

А то, что выявили экологи, основные болевые точки экологии Верхнекамья нам известны, ничего нового я не услышал. Чтобы что-то изменить, надо менять всю систему государственного природоохранного контроля, ужесточать экологическую ответственность. Иначе всё останется только словами, пока все леса не сведём под корень и всю воду в реках не отравим…»

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗА
В эту зиму березниковцы не раз задыхались от химического смога в атмосферном воздухе. А нам объясняли: виноватых нет, это погодные условия так сложились. Неблагоприятно.

На самом деле виноватые, конечно, были, но… не пойман – не вор. Если аварийный выброс на предприятии произошёл ночью, то взятые утром анализы воздуха могут ничего уже не показать. У промышленных предприятий существуют как бы свой производственный экологический контроль, и эти службы, как правило, рапортуют, что у них всё в порядке (а иначе за что им собственник предприятия зарплату платит?) Сейчас государственные инспекторы не могут зайти на территорию предприятия с внеплановой проверкой, да и где они – эти государственные инспекторы?

Хотя на территории Пермского края в области экологии действуют: краевые управления федеральных Росприроднадзора, Ростехнадзора, управление по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Пермского края, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, муниципальные управления по охране окружающей среды. Вроде бы много, куда уж больше?

На деле все эти чиновники и инспектора сидят в краевой столице, далеко от нас. А на всё Верхнекамье постоянно действуют только 4 человека в межрайонной природоохранной прокуратуре, на которых и борьба с браконьерами, с незаконными порубками, с нарушениями водоохранных зон, контроль исполнения природоохранного законодательства недропользователями (нефтяниками и калийщиками), представительство в судах…

Да и система разрешений и лицензий явно не выполняет своих функций. Ведь у того же Промканала есть разрешение на стоки, те самые, которые вносят 44% загрязнений Камы. Почему не спросят с того чиновника, который ежегодно выдаёт это разрешение?

Например, бывшего руководителя Камского водного бассейнового управления Ильдуса Юсупова привлекли к уголовной ответственности за вымогательство взятки в размере 26 млн. рублей с предпринимателя за выдачу разрешения? О начале дела громко сообщали все СМИ осенью 2009 года, а вот о приговоре – как воды в рот набрали. Неужели ему удалось выкрутиться? По сведениям из достоверных источников, чиновник даже не уволен, а находится «в декретном отпуске по уходу за ребёнком».

СПАСЕНИЕ ЗАДЫХАЮЩИХСЯ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ?
Понятно, что существующая система государственного экологического контроля совершенно неэффективна. И в атмосфере, с одной стороны, безнаказанности и грабительского отношения к природе, когда прибыль выкачивается любой ценой, а с другой – равнодушия общества, это чревато экологической катастрофой.

Общественность, впрочем, недавно в Березниках зашевелилась. В ходе той же кампании по «выборам». Правда, подразделение «Социально-экологического союза» (создание которого, как утверждают осведомлённые источники, финансировалось из предвыборного бюджета одной калийной компании) перестало беспокоиться о березниковской экологии ещё в тот момент, когда кандидаты «Уралхима» отказались от участия в выборах и их примеру последовали все другие независимые кандидаты. Более об этих экологистах никто ничего пока не слышал.

Другая «тематическая» общественная организация - образовавшийся в те же дни Комитет экологического спасения города Березники в ходе выборов себя практически никак не проявляла. Однако её активисты утверждают, что руки не сложили.

«Выборы приходят и уходят, а экологические проблемы постоянны, - говорит заместитель председателя КЭС г. Березники Сергей Кульбиков. – И мы свою работу к выборам никак не привязываем. Мы помогали «Зелёному патрулю» в проведении экспертизы, сейчас ждём, когда они пришлют окончательные результаты исследований. Как получим – доведём до сведения общественности».

Может быть, хотя бы это «только начало»? Может быть, в Бермудском треугольнике корысти-неэффективности-равнодушия есть просвет? Дышать-то хочется.


"Иная газета – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс