Божьи споры

Текст: Антонина Борисова, Владимир Гладышев

В залах главной сокровищницы края – Пермской художественной галереи – открылась выставка, посвящённая 110-летию Николая Серебренникова, историка искусства Урала и Прикамья, собирателя знаменитой коллекции пермской деревянной скульптуры.

На фоне этих торжеств разразился очередной скандал с подачи московских культуртрегеров, на этот раз по поводу «пермских богов», одного из главных местных брендов. В частности, режиссёр Эдуард Бояков обнародовал в ряде пермских СМИ свои «советы постороннего». По его мнению, пермяки делали не то, не так, да и вообще почти ничего не делали…

ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД
Свежий взгляд со стороны всегда интересен, оценки новичка, бывает, приносят пользу. Поэтому позиция московских «варягов», как называют порой в пылу полемики приезжих пермские деятели культуры, заслуживает внимания. Позиция эта наступательна, даже агрессивна, порою цинична, но всё делается, разумеется, с благой целью: просветить нерасторопных, неразумных аборигенов. В общем, как в песне: «Запад есть Запад, Восток есть Восток…»

Впрочем, обвинений в нетактичности москвичи не принимают. «Разве пермская культура понесла какие-то потери? Может, Гельман порубил деревянную скульптуру или отдал Полисскому, чтобы тот сделал из неё свои объекты?» – вопрошает Эдуард Бояков в одном из интервью. И продолжает: «А вы знаете, какая ситуация сегодня с деревянной скульптурой? Я вам скажу – ситуация чудовищная! Ничего за восемьдесят лет после Серебренникова не сделано. Не написано ни одного серьёзного исследования, не ведётся никакой серьёзной работы. А ведь потенциально это феномен мирового уровня!»

В интервью газете «Бизнес-класс» Бояков формулирует тактику продвижения бренда. Нужно правильно его позиционировать, продвигать, нужны выставки в мировых столицах, нужны новые исследования и издания, написанные по-современному.

Нужно увлечь, «использовать» известных творцов, например, режиссёра Павла Лунгина (который пришёл в восхищение от «пермских богов»), чтобы, к примеру, он снял здесь свой следующий фильм. Почему бы не поработать на знаменитость, ведь одно слово Лунгина, считает Бояков, весит больше, чем десять статей в пермских СМИ!

Напомнив, что он филолог, г-н Бояков раскритиковал в пух и прах книгу и самого Н. Серебренникова, только что переизданную: дизайнерски плохо сделана, а тексты ужасны.

«Я против того, чтобы люди смотрели только в прошлое и кричали о балете (разве это прошлое? – авт.), зверином стиле и деревянной скульптуре. А что они сделали для деревянной скульптуры?» – таким вопросом задаётся приезжий режиссёр.

Если отбросить эмоции, суть заявлений г-на Боякова сводится к двум позициям: первое – нехватка изданий, серьёзных исследований скульптуры, и второе – неумение продвигать бренд в мировые столицы.

Что же, вопросы резонные, и мы переадресовали их человеку, для которого «пермские боги» составляют, пожалуй, смысл всей жизни.

МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
В конце минувшего года (как раз в разгар полемики с москвичами) вышла в свет книга «Пермская деревянная скульптура: между Востоком и Западом». Её автор и стала нашим собеседником. Ольга Власова, кандидат искусствоведения, автор более пятидесяти работ по исследованию феномена деревянной скульптуры.

«Книга «Пермская деревянная скульптура: между Востоком и Западом», – рассказала Ольга Власова, – написана по материалам моей диссертации, защищалась я в Научно-исследовательском институте искусствознания Российской Академии художеств. «Пермских богов» можно представить как некий медиум, как культурный мост, возникший между Востоком и Западом. Черты взаимодействия, слияния и переработки разнородных стилистических веяний – лучшее тому подтверждение. Главное своеобразие пермской пластики как раз и состоит в том, что она сумела переплавить традиции западноевропейского и русского искусства в единое целое, не потеряв величия древнерусской храмовой пластики.

О выставках. С 1970-х годов пермские памятники демонстрировались за рубежом – во Франции (Париж), Японии (Осака), Италии (Рим), Бельгии (Брюссель). На рубеже столетий пермскую скульптуру с успехом и большим общественным резонансом показывали в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее в Москве. Один из авторов этих заметок, посетивший московскую выставку «Се человек» в 2000 году, может подтвердить: это был подлинный фурор пермского феномена. Недавно получено новое приглашение показать пермскую скульптуру – во Франции, в Лионе».

Ольга Власова отмечает ещё один аспект бытия пермской деревянной скульптуры. Вечно живое искусство пермских резчиков будит воображение многих современных художников, воплощающих в своих произведениях образы древней скульптуры. Не случайно пермская пластика становится источником живописных, графических, скульптурных произведений наших художников, глубоко чувствующих самобытность и человечность пермских скульптур.

ВАМ, ГЛАШАТАИ ЭСТЕТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Наверное, в чём-то Эдуард Бояков прав. Продвигать пермский бренд можно и нужно активнее, изобретательнее. Существует, правда, одна «пикантная» подробность: материал древних скульптур слишком нежный и хрупкий, не любят «пермские боги» частых поездок. Так ведь и Мона Лиза не часто выезжает из родных стен Лувра.

В последнее время появляются новые возможности для продвижения пермского бренда, нужно сполна их использовать, в том числе при поддержке московской бригады. Москвичи любят говорить о новой эстетике взаимодействия актуального искусства с культурным наследием. Искусствовед Власова дала понять, что достаточно критично относится к тому, что делают москвичи, и, в частности, к их поведению в Перми: они ведут себя так, будто до них в нашем городе не было ни культуры, ни искусства, в том числе современного.

Тихое, интеллигентное напоминание: есть и этика взаимодействия, которую полезно культивировать.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
В московском издательстве «Художник и книга» с 2007 года готовится (очень неспешно) издание полного каталога коллекции пермской галереи, в котором важное место занимает коллекция «пермских богов», автором его является Ольга Власова.

Но сначала нужно определиться с предметом спора. В главном оппоненты, с одной стороны – московские галеристы, с другой – местные художники, писатели и их союзники, сходятся: «пермские боги» – феномен мирового уровня. Глупо отталкивать протянутую руку помощи из столицы, так почему же спорящие начали столь яростно ломать копья (сиречь деревянные скульптуры)?

Но не знал, не гадал уважаемый режиссёр, какой сюрприз приготовили ему пермские искусствоведы.


«Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс