Депутаты Соликамска ищут лазейку для бизнеса

Текст: Людмила Климова
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»
Отдавать или не отдавать, а если отдавать, то на каких условиях и кто эти условия будет разрабатывать? Примерно в таком ключе обсуждали депутаты, входящие в состав комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности, вопрос об обращении одного из соликамских ООО по поводу выкупа ныне арендуемого помещения.

С одной стороны, ситуация вроде бы несложная: есть Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и есть статья 3 этого закона, которая гласит: «Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

С другой стороны, в той же самой статье 3 того же самого закона 159-ФЗ имеется оговорка (одна из четырех):
«…преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
…арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства».

При этом ни один из этих законов (ни процитированный 159-й, ни упомянутый 209-й — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») не прописывает некоего единообразного подхода к потенциально отчуждаемому недвижимому имуществу. То есть статья 18-я 209-ФЗ, конечно, говорит о том, что «органы местного самоуправления вправе утверждать перечни <…> муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). <…> муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», но нигде не указывает на то, что если перечень есть, то все, действие обратной силы не имеет, и на любую попытку выкупить такое арендованное имущество малый и средний бизнес сразу же получит отказ. Вот с этим-то законодательным казусом и пытались разобраться народные избранники, руководствуясь, в первую очередь, разъяснениями начальника управления имущественных отношений городской администрации Василия Старовойтова:

— Ситуация на самом деле достаточно сложная. Если коротко: год назад был принят закон № 159-ФЗ, предоставляющий арендаторам преимущественное право на выкуп арендованных помещений при соблюдении ряда условий. При этом муниципалитетам разрешалось утвердить перечень имущества, которое нельзя будет отчуждать даже этим арендаторам — это имущество должно целенаправленно использоваться для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Муниципалитетам дали возможность оставить какие-то помещения. И мы в прошлом году утвердили такой перечень, а сейчас у нас начались массовые обращения арендаторов, которые арендуют помещения, включенные в этот перечень, с просьбой разрешить им выкуп. Но нам для того, чтобы это сделать, нужно исключить помещение из перечня…

В этом, собственно, вся проблема: перечень есть, а критериев исключения из него — нет. И где их брать (а самое главное, кому этим заниматься) особо не ясно, на опыт соседей тоже не сильно сориентируешься:
— Муниципалитеты в разных регионах ведут себя по-разному. В Москве, например, практически все помещения включены в этот перечень и власти стараются ничего не продавать. В ряде других регионов, наоборот, пошли навстречу предпринимателям и все стараются продать, — указал Василий Николаевич. — С одной стороны, есть желание пойти навстречу предпринимателям, с другой стороны, мы моментально потеряем арендный фонд в городе — а это пять тысяч квадратных метров, которые нам дают все-таки несколько миллионов доходов в год. И поскольку наше управление все-таки занимается доходной частью, лично мое мнение — не стоит, наверное, давать такое право. А вообще, решать надо вам, — обратился руководитель Управления к депутатам.

Однако сказать «решать вам» гораздо проще, чем сделать:
— У нас сейчас есть основания для внесения имущества в перечень, но нет оснований для того, чтобы это имущество исключить, — пояснила собравшимся юрисконсульт городской Думы. — И тогда уже нужно либо вообще исключить основания для исключения, либо разработать единые критерии для предпринимателей — может быть, длительное время аренды или существенный вклад в арендуемое помещение… Но в этом случае надо принимать принципиальное решение, и тогда можно рекомендовать, например, управлению имущественных отношений — разработать с учетом предложений депутатов такой критерий. Потому что управление имущественных отношений — это специалисты, которые работают с имуществом, работают с имущественным законодательством.

В любом случае, как утверждают юристы, заявление предпринимателя основанием для внесения или исключения из реестра не является. Но, тем не менее, к депутатам хозяин ООО не так уж и зря: "Предприниматель, обратившись с заявлением, открыл проблему — насколько много предпринимателей, которые хотели бы после длительного пользования получить имущество во владение. А вот дать ему эту собственность или не дать — это ваше право. Что у вас будет приоритетом: доходы бюджета или возможность развивать бизнес?"

Василий Старовойтов, правда, не уверен, так ли уж следует противопоставлять эти приоритеты:
— 209-й федеральный закон направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень — имущественная поддержка, которую муниципалитеты могут сейчас оказывать путем предоставления своих помещений… А не будет у нас помещений, как мы будем помогать предпринимателю? Есть ведь следующий шаг, и он сделан в других муниципалитетах, где подобные перечни утверждены: разрабатывается льготный порядок предоставления помещений в аренду, льготная арендная плата, причем приоритет, в основном, отдается социально значимым видам деятельности. И суть-то в том, что стоит нам удовлетворить одно заявление, и все арендаторы таких помещений эти заявления напишут — а мы потеряем перечень, вот это самое главное.

…И все-таки для предпринимателей, чьи арендованные площади попали в перечень неотчуждаемых, потеряно далеко не все: взвесив все «за» и «против», вполне подробно обсудив вопрос, депутаты решили: принять Положение о порядке формирования, ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Соликамского городского округа, не подлежащего отчуждению и предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства без всяких условий и отправлений на доработку, но, в свете имеющегося заявления от предпринимателя, вопрос взять на контроль, рекомендовать исполнительной власти — рассмотреть вопрос о внесении изменений в это положение с учетом предложений депутатов (то есть проработать возможные критерии исключения недвижимого имущества из перечня), а сам вопрос еще раз рассмотреть на депутатской комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности в январе 2010 года.


Источник: газета «Наш Соликамск»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс