Задний ход транспортного налога

Текст: Дмитрий Казьмин, Наталья Костенко
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»
Депутаты и члены Совета Федерации от «Единой России» решили отменить экономически бесполезное и социально опасное удвоение транспортного налога

Одобренное Госдумой в прошлую пятницу удвоение базовой ставки транспортного налога с 2010 г. прожило только три дня. Вчера вечером председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, оставив право ее изменения за регионами. То есть разрешить регионам повышать ее впятеро или понижать в 10 раз.

По словам Грызлова, он предложил единороссам — членам Совета Федерации проголосовать за возвращение законопроекта в Госдуму для доработки.

В Совете Федерации согласны с этим, подтвердил «Ведомостям» председатель бюджетного комитета верхней палаты Евгений Бушмин, вся процедура будет проведена в кратчайшие сроки. Завтра с утра состоится пленарное заседание, а во второй половине дня уже будет создана согласительная комиссия с депутатами, в пятницу Госдума проголосует за новый вариант, а 25 ноября чрезвычайное пленарное заседание Совета Федерации одобрит его. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков (поправки в Думу вносило правительство) сказал «Ведомостям», что не в курсе партийных дел.

Сомнения в необходимости повышать ставку налога были уже вчера. Сама по себе базовая ставка мало что значит, итоговой размер налога утверждает законодательное собрание региона. Чиновники сразу нескольких регионов со ставками, близкими к максимальным (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области), заявили, что повышать налог не намерены. У большинства регионов ставки существенно недотягивают до текущего максимума, говорит единоросс — член Совета Федерации: «Им хватит и текущего порога, не будут же они повышать ставки сразу в несколько раз».

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал поправки мощным ударом по сотням тысяч семей, для которых автомобиль — единственный кормилец, и предпосылкой для разгона инфляции из-за удорожания перевозок (цитата по ИТАР-ТАСС). До выступления Грызлова Миронов заявил, что будет рекомендовать провести голосование по поправкам в Совете Федерации с увеличением ставок 27 ноября, что могло технически сорвать их принятие.

Чтобы войти в действие с нового года, поправки должны быть подписаны президентом и опубликованы в «Российской газете» до 1 декабря, объясняет чиновник ведомства, участвующего в их подготовке.

Решение Грызлова не было его инициативой, говорит сенатор: Кремль не устраивает шумиха, возникшая вокруг закона. Сам закон — спорный юридически, а поспособствует ли он пополнению региональных бюджетов — неизвестно, объясняет он. Источник, близкий к администрации президента, подтвердил его слова.

Поправки может противоречить Конституции, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Конституционный суд не раз указывал, что установление налога требует определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность платить налоги и сборы». Иначе нарушается конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, объясняет он: человек покупает машину осенью, а уже зимой налог на нее может вырасти вдвое.

Необходим переходный период минимум в год, согласна зампред Конституционного суда в отставке Татьяна Морщакова, в Европе отсрочка вступления в силу закона может достигать восьми лет. Она считает, что шансы оспорить столь быстрое удвоение ставок в Конституционном суде есть. Оспорить повышение ставок в Конституционном суде не получится, считает член совета по кодификации при президенте Константин Скловский, но экономически отсутствие переходного периода не выдерживает никакой критики.


Источник: «Ведомости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс