Три войны солдата Пенягина

Крестьянский род Пенягиных из села Верх-Яйва издавна славился пахарями и охотниками. И все беды российской истории не обошли стороной эту семью. О ЖИЗНИ своего отца, Ивана Федоровича Пенягина, рассказывает родившийся в седьмом поколении этого рода Евгений Иванович Пенягин.

ВОЙНА ПЕРВАЯ. МИРОВАЯ
…Служить царю и Отечеству Ивана призвали на восемнадцатом году. Окопная жизнь началась для третьего номера пулеметного расчета Ивана Пенягина в 1916 году. Воевал с ав-стрийцами. Окопы переходили из рук в руки, и однажды, не выдержав натиска противника, пулеметчики вынуждены были отойти на запасные позиции.

– Как рассказывал отец, просто драпанули, – вспоминает Евгений Иванович.
В горячке отступления пулеметчики забыли в брошенном окопе ящик с патронами. Пулемет мог умолкнуть в любую минуту, ведь патронов в ленте оставалось в обрез и, чтобы спасти расчет от неминуемой гибели, Иван вызвался переползти за «цинком» по ничейной полосе. Добравшись перебежками до цели, схватил ящик и, едва перегнувшись через бруствер, чтобы броском проскочить простреливаемый участок, рухнул на дно окопа.

Австрийская пуля прошла прямо под сердцем. Очнулся в темноте, под дождем и в полном одиночестве. То приходя в себя, то впадая в забытье, в минуту прояснения сознания Иван услышал шорох.

– Ваня, Ваня, – тихо окликнул его кто-то.

Это подполз к окопу один из солдат его расчета. Но подняться сил уже не было. Пулеметчик взвалил на себя раненого товарища и оттащил к своему окопу. Ивана погрузили на повозку и отправили в госпиталь. По дороге от тряски на проселочной дороге он стал задыхаться. Кровь заливала легкие. В полубессознательном состоянии его привезли в госпитальный покой, где он пролежал с открытой раной больше суток. В молодом солдатике едва теплилась жизнь, когда его положили на операционный стол. Выжил чудом. Но порок сердца – след от того ранения – остался на всю жизнь. Несколько месяцев он пробыл в госпиталях, а после лечения в начале 1917 года вернулся домой, в родную Верх-Яйву.

ВОЙНА ВТОРАЯ. ГРАЖДАНСКАЯ
Мирная жизнь продолжалась недолго. Началась гражданская война, и Иван снова надел солдатскую шинель. В Перми формировался полк 3-й армии под командованием Фрунзе – так Иван стал красноармейцем. Под Ирбитом попал в плен к белочехам. Содержали пленных в тифозных бараках за колючей проволокой. Однажды в лагерь приехал Колчак. Тех, кто еще стоял на ногах, построили на плацу. Колчак выступил перед пленными с речью, закончил которую призывом: «Кто за Россию, два шага вперед!» Шагнули все – уж слишком недвусмысленно поводили за их спинами стволами пулеметов колчаковцы. Пленным выдали английское обмун-дирование: толстого зеленого сукна френчи и шинели, широкие кожаные ремни. Но судьба отвела Ивана Пенягина от братоубийственной бойни. Тиф подкосил его силы, и, пролежав несколько месяцев в тифозном бараке, без какой-либо врачебной помощи, он лишь чудом снова встал на ноги, был вновь комиссован и в декабре 1920 года вернулся домой.

В голодное время выручала охота. Иван бил куницу – за пушной товар хорошо платили хлебом. В 27-ом он женился, один за другим пошли дети. Первенец – сын Николай, родился в 1928 году, дочь Анна – в 1930, на следующий год – сын Евгений, а в 1936 году родилась младшая дочка Нина. Жили своим единоличным хозяйством, охотой, рыбной ловлей да отцовскими заработками. В колхоз Пенягины так и не вступили, да их никто и не неволил, ведь здоровье у Ивана было не ахти какое, а ребятишек в семье мал-мала меньше.

– Всех их надо было ставить на ноги, поэтому отец ни от какой работы не отказывался, – вспоминает Евгений Иванович. – Сплавлял на душегубках и баржах продукты на лесоучастки, а когда мне исполнилось пять лет, отец стал работать наблюдателем гидрометеорологического поста Чусовской метеостанции.

ВОЙНА ТРЕТЬЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
Отсюда в начале 1942 года его и призвали в армию. Сначала в нестроевые части охранником на пороховой завод в Боровск, а в начале сорок третьего Иван Федорович Пенягин был призван на службу в строевые части. После месячной подготовки в Чебаркуле в составе маршевой роты был отправлен на фронт. Но на свой второй фронт солдат не попал. Эшелон попал под бомбежку.

Два месяца от него не было никаких вестей. Ждали самого худшего. Но беда и на этот раз обошла Пенягиных стороной. Путь домой был долгим. Все дороги были забиты эшелонами, пришлось добираться по рекам. Пришел солдат домой. Жить бы да жить, да, видно, прожил уже Иван отпущенный ему век. Так и не увидев светлого дня Победы, 28 августа 1944 года он ушел из жизни в возрасте 47 лет. Такая вот, на первый взгляд, ничем героическим не примечательная история жизни простого русского крестьянина и солдата. Но ведь именно этому поколению мы обязаны своей жизнью.

А род Пенягиных продолжается, сегодня он насчитывает 450 лет. Все дети Ивана Пенягина получили образование, обзавелись семьями, у них давно взрослые внуки. Намного пережил отца и Евгений Иванович Пенягин. Был и солдатом, и учителем, и воспитателем. Местный краевед, он щедро делится своими воспоминаниями, помогая открывать неизвестные странички истории жизни земляков, чьим трудом и ратным подвигом жива яйвинская земля.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы