Глаз Ангела. Не ждали?

«Да это просто компьютерная игра: нажал на кнопку, и картинка шевелится!» – ворчит мужчина. «Детский калейдоскоп и то занимательней: никогда не знаешь, какой узор сложится!» – вторит ему спутница, спускаясь по ступеням палат Строгановых, где 27 июля открылась новая выставка.

Слушая их, трудно догадаться, что речь идет о картине. Впрочем, отношение к современному искусству в стиле медиа-арт всегда было неоднозначным. Обыватель привык четко разделять: живопись – это живопись, а компьютер – это компьютер, и использовать в качестве художественного поля огромный плоский экран, мягко говоря, некорректно. Однако даже самые большие зануды, оказавшись лицом к лицу с «живой» картиной «Взгляд ангела – Не ждали» не могут удержаться от того, чтобы не прикоснуться к ней.

Тем более что здесь «трогать руками разрешается». Без этого на экране так и останутся неподвижными фигуры, затянутые в клетчатые, как у Арлекино, трико. Только название «Не ждали», число да расположение персонажей напоминают знаменитую работу Ильи Репина. А так, от прикосновения к экрану, интерьер меняется, люди двигаются, смеются, плачут и танцуют под музыку. Внезапно появляются новые герои, например, мухи, разлетевшиеся по экрану и постепенно увеличивающиеся на глазах. Рассмотреть все возможности этого «глаза ангела», в зрачке которого притаилась исходная картина, требуется немало времени, ведь разработчики создали аж 320 разных изображений «на тему», плюс 30 озвученных видеороликов.

Как когда-то критики считали работу Репина одним из самых великих произведений новой русской живописи, где «выражены трагические типы и сцены нынешней жизни, как еще никто у нас не выражал», так и ее современного двойника называют уникальным явлением, заявкой на рождение нового тренда в современном искусстве.

Добиться этого удалось в результате сотрудничества московского художника Константина Хомутова, уже знакомого березниковцам по выставке современной иконописи «Предстояние», и пермской рекламной группы «Витамин». Художник изобразил семейную сцену, подсмотренную Репиным, в своем понимании, а пермяки заставили ее двигаться и звучать с помощью высоких технологий.

Зачем это надо? В одном из интервью Константин Худяков объясняет смысл своего творчества так: «Я пытаюсь реанимировать картину, потому что сейчас она просто вычеркнута из жизни». А Андрей Хусид из «Витамина», представляющий картину в усольском музее, признается, что ему просто интересно создавать проекты, которые ни с какими другими не спутаешь. Он делится дальнейшими планами, в которых есть показ «Глаза ангела – Не ждали» в московских и питерских музеях, а также в четырех лучших галереях России и одной международной. Сейчас уже идет разговор о совместном творчестве со скульптором Александром Рукавишниковым и кинорежиссерами Алексеем Германом-младшим и Федором Бондарчуком. Разве не интересно, когда благодаря мультимедийным технологиям зритель может сделать фильм «для себя», выбрав из тридцати, предложенных ему финалов, наиболее желаемый? А еще…

«А еще этот проект дает возможность человеку увидеть трехмерное изображение в трехмерном пространстве, что сегодня очень актуально в музейной сфере, – говорит Станислав Хоробрых, директор музея «палаты Строгановых». Действительно, живая реальная история всегда интереснее архивных экспонатов. Поэтому в 2001 году в «палатах» решили создать виртуальный музей. Тогда это было здорово, но по прошествии времени он устарел, и появились новые технологии. Так что совсем не исключено, что лет через пять, когда технология, позволившая создать проект «Глаз ангела – Не ждали», будет основательно отработана, мы еще столкнемся с совместной работой творческого союза – Константин Хомутов и «Витамин».

Текст: Ольга Половникова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс