Берегите отцов!

На сцене бьется в истерике мужчина; женщина ядовито шипит угрозы… Отвратительная и до оскомины знакомая всем зрителям семейная сцена. Борьба без правил, в которой ребенок – единственный повод отказаться от развода и одновременно мишень для метания «дротиков». В березниковском драмтеатре состоялась премьера – спектакль по пьесе Августа Стриндберга «Отец».
Пространство основного сценического действия огорожено высокой металлической сеткой. Семья – клетка? Тюрьма? Посреди сцены – огромный меч, а по краям – прикрепленные на сетке атрибуты войны и охоты: ружье, автомат, шпаги. Таинственно звучащие «за кадром» кельтские мотивы должны бы, наверное, создавать психологическое напряжение.

Почему же так мучительно хочется спать?

Действие на сцене разворачивается очень медленно и даже с ленцой.

Фабула спектакля тривиальна даже для конца 19-ого века, когда пьеса была написана. Муж Адольф, которого играет Вячеслав Беляков-Нестеров, с женой Лаурой (Ольга Шимякина) в борьбе за влияние в семье доходят до «края»: стерва-жена доводит мужа до безумия, тот умирает. Под прицел в этих бытовых сражениях попадает ребенок – дочь Берта.

Сидеть в этом «житейском болоте» скучно и самим героям, и актерам, их играющим. Сценические приемы шиты белыми нитками: то актер странно рыкает, пытаясь придать своему герою мужественности, то героиня театрально заламывает руки.

Во втором акте действие оживилось не только за счет развития сюжетной линии. Очень проникновенна была игра Тамары Жирновской, которая устами своей героини (Кормилицы Маргарет) говорила о единственной безусловной любви – любви матери к своему сыночку.

Почему представителям сильной половины человечества так сложно жить в современном, таком нестабильном мире? В чем причина вечного поединка между мужчиной и женщиной? Может быть, в мужской бескомпромиссности, чрезмерной заботе о своей чести, о продолжении своего рода, в постоянной готовности к бою…

Когда наблюдаешь за сложными, противоречивыми поступками Адольфа, складывается ощущение, будто встав однажды на тропу войны, мужчина теряет точку опоры в мирной жизни. «Мы умираем бездетными», – размышляет Адольф, и это, действительно, заставляет задуматься о том, почему мужчины так мало живут и так тяжело переносят свои жизненные драмы. Конечно, то, что эти мысли рождаются – заслуга Вячеслава Белякова-Нестерова, своей игрой выводившего этот запутанный психологический «узор».

«Мы с тобой брели по березнику среди одуванчиков», – вспоминает, плача, Адольф о давно и так незаметно ушедшей любви к жене.

Он лежит в смирительной рубашке, бессильный выразить себя самым свойственным мужчине языком – языком тела. И тогда в нем начинает говорить бьющаяся в противоречиях душа, которой нужно-то, оказывается, совсем немного: тепло женского тела, искренние тихие слова любимого и любящего человека…

Текст: Елена Азанова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский драматический театр