Березниковский театр: спектакли продолжаются!

На репетиции спектакля. Принц Калаф - артист Дмитрий Поддубный, Зелима - актриса Наталья Батуева/Фото: Евгений Шафер для газеты "Неделя.RU"

В свой праздник театры всего мира стараются порадовать верных почитателей чем-нибудь необычным. Как правило, желанными сюрпризами становятся новые спектакли, открытия фестивалей, визиты известнейших театральных деятелей. Березниковский драматический театр не остался в стороне от прекрасной традиции – и накануне международного Дня театра березниковские служители Мельпомены. пригласили сотрудников СМИ, чтобы приоткрыть завесу тайны над грядущими премьерами.

«Мастеров театра легче всего найти вдали от сцены. Их не интересует театр как механизм для тиражирования условностей и клише. Они находят живые источники вдохновения в стороне от театральных
залов и толп людей, которые ежедневно собираются, чтобы копировать тот или иной мир. Мы копируем, а не создаем собственные миры – средоточие споров со зрителем и глубинных эмоций, обнажить которые может только театр». (Из послания режиссера Кшиштофа Варликовского к международному Дню театра)

– Итак, 27 марта будет отмечаться международный День театра – праздник, который дорог всем театральным деятелям, – начал свое выступление главный режиссер Березниковского драматического театра Денис Кожевников. – И каждый год к этому празднику мы пускаем премьеру, которая соответствовала бы яркости и оптимизму такого института, как театр. В этом году у нас, пожалуй, самое яркое название – «Турандот. Спектакль продолжается».

С тех пор, как в 1922 году в театре имени Вахтангова появился спектакль «Принцесса Турандот», пьеса Гоцци о жестокосердной китайской принцессе, презирающей мужчин, считается ярким примером «театральности». Поэтому постановку именно этой пьесы предложили приурочить к праздничному дню молодому режиссеру-постановщику из Самары, выпускнику ГИТИСа Артему Устинову. Сейчас репетиции спектакля находятся в завершающей стадии – однако журналисты, посетившие репетиции, не получили четкого представления о будущем зрелище. Пришлось обратиться за разъяснениями к самому режиссеру.

«Дочь Альтоума, Принцесса Турандот, чью красоту кисть не способна выразить, чей ум глубок и прозорлив и чьи портреты вы можете найти в любой столице, жестокосердна. И мужчин не терпит так злобно, что славнейшие цари к ней сватались напрасно». (Карло Гоцци, «Турандот»)

– Я предложил автора, а потом возникло конкретное название, – объяснил выбор именно этой пьесы Артем Устинов. – Еще в институте я понял, что «Турандот» – очень сложное произведение и совершенно «непаханое поле» драматургии. Это после Вахтангова мы знаем про «образец театральности», а до Вахтангова пьесу мало кто таковой считал и вообще мало кто о ней знал. Первые пробы делались по переделке пьесы Шиллером, но саму пьесу Гоцци никто не ставил. В советское время пьесы Гоцци перешли в разряд детских, но это очень странные сказки, пьесы непонятного жанра. Прочитав их, понимаешь, что у него, как у драматурга, своя система образов, архетипов, и все это совершенно не исследовано – я не находил ни одного сколько-нибудь фундаментального исследования по его драматургии.

«Турандот» – самобытное явление, которое хочется прочитать с чистого листа, не оглядываясь на традицию. Тем более что и у Вахтангова пьеса шла во многом вопреки автору, потому что то, что мы видели по позднейшим восстановленным спектаклям – и всем известной телеверсии – это не совсем та пьеса. Здесь есть композиция, в которую вплетены импровизации масок. Они и оставили яркий след в истории спектакля. Но, судя по описаниям репетиций, Вахтангов делал пьесу в 1922 году иначе…

– Сначала у меня было впечатление, что история вообще какая-то подростковая, – признался молодой режиссер. – Может, она такой и получилась. Просто мы отнеслись к делу свободно и попытались сделать свое сочинение на основе пьесы. Тем более что она к этому и располагает.

Но пьеса на самом деле поднимет очень серьезные вопросы – когда я ее перечитал, я понял, что это не совсем смешно. У Гоцци любовь – это рок, который падает на человека, и человек вообще ничего не может сделать. Это как испытание, которое во всех пьесах преодолевают и жертвуют очень многим. Но, только потеряв все, можно многое получить.

Для импровизаций, причем зачастую – на современную тематику, спектакль подходит как нельзя лучше. Заметим, что комедия дель-арте – театр импровизаций, и сценарий в нем далеко не всегда прописан четко. За примером не нужно ходить далеко, возьмем ту самую пьесу Гоцци и увидим следующий отрывок, в котором одна маска препирается с другой:

«Труффальдино: Она права, что не желает выходить замуж, и т. д. Брак ведь очень нескромная и надоедливая штука.
Бригелла: Труффальдино говорит, как простой евнух, и т. д. Все евнухи ненавидят браки, и т. д.
Труффальдино, раздраженно: Он ненавидит браки, так как боится, что расплодятся Бригеллы».

Денис Кожевников успокоил своего молодого коллегу:
– Ты в завидном положении. Когда берешь классику, всегда есть риск, что в зал придет учительница литературы, которая расскажет, что ты ничего не понимаешь, что ты все исковеркал и испохабил – но в случае с Гоцци все гораздо проще.

Поделился главный режиссер БДТ и планами на будущее. Вскоре после премьеры «Турандот», 17 апреля, состоится премьера камерного спектакля, приуроченного к 70-летию Победы. Называется он «Сашка» и создан по произведениям Вячеслава Кондратьева. «История о простом русском солдате, одном из многих, участвовавших в той войне. Их молодость выпала на нелегкое время, но даже на фронте, среди холода, голода и множества смертей, они хотели любить, смеяться, радоваться и жить не по законам выживания, а по законам жизни».

– Для меня жива тема поколения, прошедшего страшную войну, которую я по-прежнему называю Великой Отечественной, – поведал Денис Кожевников.

В этом спектакле главный режиссер будет присутствовать в двух ипостасях – не только ставить, но и играть одну из ролей – комбата.

«Так вот, сейчас попалась на глаза Сашке эта листовочка, поднял он ее, расправил и дал немцу – пускай успокоится, паразит, и поймет, что русские над пленными не издеваются, а кормят дай Бог, не хуже своих. Немец прочел и буркнул:
– Пропаганден.
– Какая тебе пропаганда! – возмутился Сашка. – Правда это! – Немец еле заметно пожал плечами, а Сашка, не успокоившись, продолжал: – Это у вас пропаганда! А у нас правда! Понял? Мог я тебя прихлопнуть? Мог! Гранату под ноги – и хана! Валялся бы сейчас без ног и кровью исходил. А я не стал! А почему? Потому как люди мы! А вы фашисты!». (В. Кондратьев, «Сашка»)

К закрытию сезона в последних числах мая на суд зрителя выйдет еще один камерный спектакль – по пьесе Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец». Режиссером-постановщиком здесь выступил небезызвестный березниковским театралам московский режиссер Андрей Шляпин, отметившийся на сцене нашего города постановками «Барышни-крестьянки», «Человека в футляре», «КВЭП»…

После отпуска, прежде чем театр откроет сезон, состоится долгожданное яркое событие в культурной жизни Березников – с 25 сентября по 3 октября в нашем городе будет проходить фестиваль «ПостЕфремовское пространство».

– Несмотря на достаточно серьезные финансовые трудности в стране, нам удалось этот фестиваль в городе сохранить, – рассказал Денис Кожевников. – И, по моим ощущениям, программа участников в этот раз обещает быть как минимум не слабее предыдущего фестиваля, если не превосходить его.

В списке приглашенных есть столичный театр Маяковского, русскоязычный израильский театр, Нижегородский академический театр, Липецкий академический, Челябинский молодежный, еще один московский театр под названием «Аркадия»… Намечается представительный форум!

А в середине октября театр откроет восьмидесятый театральный сезон премьерой по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваших дома». Его также ставит Денис Кожевников.

«Нет зрелища азартнее на свете, чем зрелище борьбы Монтекки с Капулетти! Звенят клинки! Кровь льется! Горы трупов! И ненависть кипит! И смерть справляет праздник! И кажется, никто уже не в силах утешить боль и мертвых воскресить… Один – театр! Один он может все…». (Г. Горин, «...Чума на оба ваши дома!»)

Наконец, в ноябре состоится премьера еще одной постановки Андрея Шляпина – «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Пока же мы рекомендуем вам отправиться в кассы Культурно-делового центра. Возможно, там еще остались билеты на «Турандот»…


Опубликовано: березниковская независимая газета «Неделя.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс