Наша Перьмь

Жители славного города Перми давно озаботились вопросами собственной аутентичности. Разработка нового культурного пространства; реализация многочисленных проектов с целью «повышения уровня культуры населения» и вовлечения горожан в «жизнь искусства»; театры, получающие «маски», и вокзалы с новыми экспозициями… «Пермский культурный бум» не миновал и интернет. В Сети имеется свое видение особенностей пермской культуры, где «медвед с семками» — ее главный атрибут.

В блоге пермского дизайнера Ивана Зыкова в конце марта появилось сообщение, вызвавшее бурную дискуссию пользователей интернета. В своем «Живом журнале» он описал собственное видение пермского пространства.

«Ключевым решением стала идея продвижения региона на базе синергии фраз и образов, сделавших наш любимый город известным: «Я вчера... купил пистолет ТТ» и интернет-терроризм, «Кинул пацана — по *балу на», «Семечки, окрошка, Пермская картошка», «Ак чо?», «Зырить», Музей современного искусства и «Русское бедное», Гавр и Олег, Жанки-Светки и другое».

Именно тогда в головах энтузиастов родилась идея — создать собственный бренд города.

Иван Зыков, дизайнер: «Пермь — по-своему странный и уникальный город, в котором происходит много смешного и страшного: от рэпера Сявы и «Русского бедного» до робота-полицейского, задержания в аэропорту Барака Обамы и феерического по своей глупости уголовного дела против сетевого писателя. Здесь живет много умных, интересных, известных в Рунете людей, которых вся эта мармеладная идентификация города как культурного пространства не устраивает. Мы решили использовать собственную».

Отношение к этой идее было весьма неоднозначным. Многие обсуждения сводились к недавним культурным мероприятиям, в том числе визуальным образам с выставки «Евангельский проект». Улыбчивые лица «гопников» — главных жителей города, по мнению большинства, — образ, символизирующий агрессивность атмосферы Перми. Так, к примеру, объяснил это явление пользователь под имением «Пермский аналитический центр»:

«В Перми всегда не любили внешнюю среду — отсюда и агрессия. Многие приезжающие сюда отмечают неулыбчивость пермяков, фирменный взгляд исподлобья. Плохой климат, нехватка витаминов и микроэлементов в еде (йода, к примеру), смесь национальностей, значительное количество заключенных и ссыльных, край промышленный, не культурная и не научная столица. Такой коктейль не может быть дружелюбным к внешней среде».

Одной из предпосылок к разработке нового бренда стал тот факт, что многие федеральные СМИ и вообще жители из других регионов не умеют правильно произносить название города, что приводит к «обезличиванию Перми». И с этим молодые и активные решили бороться своими способами.

Так, 11 апреля у нового бренда появился собственный логотип, разработкой которого занимался художник-карикатурист Глеб Андросов. О том, что символизирует этот «атрибут современного изобразительного искусства», существует множество мнений. Однако атмосферу города екатеринбургский художник, безусловно, уловил, и это — мнение большинства.

Глеб Андросов, художник-карикатурист (Екатеринбург): «Логотип — это мой посильный вклад. И я рад, что он понравился. Символизирует этот медведь (Мишаня, как я его про себя называю) парадоксальное смешение старого и нового в нашей жизни. Зверь из старого герба сильно изменился. Прежде он бродил по глухомани с Евангелием на спине, теперь поселился на рабочей окраине, держит автосервис, «решает проблемы», лузгает «семки», и ему удобно в «трениках». Он не стал от этого хуже или лучше. Конечно, можно его и в костюм цивильный переодеть, и на машину хорошую пересадить, но это его тоже не изменит. Он такой, потому что таков окружающий его мир».

Воодушевились идеей создать свое культурное пространство многие — сетевые публицисты, дизайнеры, юристы, маркетологи, художники и даже мастера по практической стрельбе. Инициативная группа собирается популяризировать этот бренд. По словам Ивана Зыкова, на сегодняшний день уже имеется ряд договоренностей по производству сувенирной продукции и аксессуаров со знаком «Перьмь». А особая «мечта» организаторов — запустить в День города с эспланады огромного медведя в спортивном костюме под песню «Мой Пермский край».

Насколько получится организаторам проекта достигнуть поставленных целей, зависит от их желания и способности властей адекватно воспринимать юмор. Позиция обозначена. Отношение к ней весьма различное.

Евгений Хузин, председатель комитета по молодежной политике администрации Перми: «Сложно решать, зачем нужен подобный проект, для меня он — как второй Сява. Сейчас стали модными околокультурные проекты с элементами эпатажа. Бегом бежим на «Русское бедное» или на «Евангельский проект», но ни разу не были в краеведческом музее и даже представления не имеем о репертуаре Театра оперы и балета… Я не ханжа, и я двумя руками — за новое и прогрессивное, но есть риск заиграться. У Довлатова по этому поводу хорошо написано: «Мир охвачен безумием, безумие становится нормой. А норма вызывает ощущение чуда». Так вот, для нас «Евангелие» на Речном — это уже норма, а Оперный — чудо!»

Сам «медвежий художник» видит в досуге пермских блогеров совсем другое начало.

Глеб Андросов: «Соль сего проекта — это прямой, честный, безжалостный, добрый и ироничный взгляд на жизнь в некоем не очень большом, самобытном пространстве. Человек, родившийся в определенном месте, неизбежно носит на себе некую особую печать. Это и хорошее, и плохое, и смешное, и жуткое одновременно. Отразить эти черты, осмыслить и увидеть себя как часть этого небольшого мира — значит встать на путь понимания законов вселенского взаимодействия, ни больше ни меньше. Это будет интересно тем, кто желает понять себя, своих близких и тех, кто просто живет рядом. Ну, в конце концов, это просто весело».

Текст: Кристина Андрейчикова, “Новый Компаньон”
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность