"Мёртвые души" нежного возраста

«Мёртвые души» нежного возраста могут появиться в результате новой реформы системы образования

Совсем не так давно начальник пермского департамента образования Людмила Гаджиева попала в «топ» региональных новостей со своим заявлением «о намерении приглашать на должности директоров школ профессиональных управленцев» и «объединить школы». На следующий день в Интернете «возмущённая общественность» дала процессу оптимизации название – «гаджиевщина».

Начнем с того, что в погоне за «жареным», многие региональные СМИ весьма своеобразно процитировали Людмилу Гаджиеву, вырвав из контекста лишь те слова, которые вызывают «негатив»: «Возможно, уже с начала следующего учебного года в школах Перми появятся новые директора – работники торговли, бизнеса, банковской сферы, которые по тем или иным причинам остались без работы». Мол: готовьтесь, в школы придут торгаши, которых уволили с прежнего места работы.

На деле суть проекта оптимизации (а не «эксперимента над людьми», как представили себе некоторые журналисты) заключается не только и не столько в том, чтобы посадить в кресло директора управленца, не имеющего педагогического образования.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ УКРУПНЕНИЕ!
В первую очередь речь идёт о таком пункте «плана Гаджиевой», как объединение сильных и слабых учреждений, расположенных в непосредственной близости друг от друга. И как раз в данном случае могут потребоваться услуги профессионального управленца. Например, есть в радиусе пары километров три школы. Классы одной из них заполнены учениками на 60%, в другой – на 70% и в третьей – на 105%.

Исходя из принципа подушевого финансирования, муниципальные образовательные учреждения (МОУ) с неполными классами и группами имеют меньший бюджет. При этом подавляющее число школ имеет проблемы с лицензией. В заполненных есть бюджет, но, например, не хватает толку оформить сметную документацию на ремонт. В малосоставных же МОУ «подушевых» денег хватает лишь на один-два пункта в смете, даже если все документы будут оформлены верно и в срок.

Предполагается, что при объединении этих трёх (например) учреждений финансирование станет пропорциональным и усилится кадровый состав – с сохранением всех трёх штатных расписаний. Кроме того, реализуется идея возрастного разделения классов – в одном здании будет располагаться младшая ступень, в другом – средняя, в третьем – «предметники» и старшие школьники. Считается, что в результате такой оптимизации улучшится и материальная база – не многие школы Перми могут похвастать полноценным оборудованием во всех кабинетах и спортзалах, не говоря уж о наличии бассейна.

Также отметим: речь не идёт о повальном слиянии всех школ – в каждом случае процесс объединения будет тщательно просчитан и проанализирован.

АБСУРД «ПОДУШЁВКИ»
Позиция департамента образования кажется грамотной и взвешенной, если не думать, откуда возникла необходимость слияния и к чему она может привести.

Знаете ли вы, что многим пермским школам теперь не хватает денег, чтобы заплатить за коммунальные услуги и покрыть иные затраты, связанные с текущим содержанием зданий? Вы скажете, что этого не может быть, поскольку данные суммы входят в обязательное финансирование. Оказывается, может – если использовать великий принцип «подушевого финансирования».

Итак, у нас есть гипотетическое здание школы, с плановым наполнением в 1000 человек. Ещё в прошлом году выделяемые суммы рассчитывались исходя из параметров здания. А в этом году методика расчёта изменилась, и деньги выделяются исходя из… количества обучающихся детей. Так что если в нашей школе не 1000 учеников, а 800, то в бюджете учреждения по статье «коммунальные платежи» обязательно образуется немалая «дыра» в 20%. Принцип «подушевого финансирования» довели до абсурда!

Но руководители городского образования не спешат изменить методики или подбросить деньжат. Школам предлагается слиться с соседями, «добрав» таким образом количество детей до нужного! То есть сначала для пермских школ изменили методики начисления выделяемых бюджетных средств, да так, чтобы денег не хватало. А теперь фактически вынуждают объединяться с соседями, чтобы эти самые «недостающие» деньги добрать. Деньги таким путём, безусловно, экономятся…

Какая ещё возможна польза? Доводы о неком «совместном пользовании бассейнами и компьютерными классами» представляются, мягко говоря, неубедительными. Совместно пользоваться можно и не сливаясь в административном экстазе. Более эффективное хозяйственное управление? Сомнительно. У нас уже разгоняли районо, теперь их воссоздают снова, так зачем ещё одна промежуточная ступень?

ПОЧТИ ПО ГОГОЛЮ
Когда готовилась эта публикация, мы пытались услышать от директоров школ дополнительные доводы в пользу экспериментов по объединению. Не получилось. Услышали многочисленные доводы «против». Маленькие школы будут «съедены»: закроются или станут частью уродливых конгломератов из пары-тройки образовательных учреждений. Школы потеряют индивидуальность и самобытность. Вернётся проблема, о которой уже стали забывать, – переполненность школьных зданий.

И ещё. Полтора десятка лет назад, в разгар демографического спада, в Перми закрыли или перепрофилировали десятки детских садов. Сегодня этих зданий катастрофически не хватает. При имеющемся подходе ситуация может повториться и со школами. И даже раньше, чем через пятнадцать лет.

А что делать директору школы вместе с родительским комитетом, которые реально заботятся о будущем своей школы и не хотят сливаться с соседями? Во-первых, директор начнёт искать себе дополнительных детей. Во-вторых, вполне возможно, что в некоторых учебных заведениях появятся классы, существующие только на бумаге. Бывает же фиктивное трудоустройство у взрослых… Почему бы не появиться «мёртвым душам» более нежного возраста?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс