Женщина-легенда

В январе 2009 года в Перми ушла из жизни Нина Михайловна Чернова. Ее называют человеком-легендой. Она была единственной в Пермской области женщиной-директором ТЭЦ. Березниковскую ТЭЦ № 4, первенца пятилетки, первую в Европе и вторую в мире станцию высокого давления Чернова возглавила в 38 (!) лет. И она была из тех немногих «красных генералов» советской промышленности, что сочетали в себе крепкую деловую хватку зрелого хозяйственника с неподдельной (не популизма и имиджа ради!) любовью к людям, искренней заботой о коллективе.

ОТ ИНЖЕНЕРА ДО ДИРЕКТОРА
Дочь слесаря вагоноремонтного депо и домохозяйки, Нина Чернова поступила перед войной в Московский энергетический институт. Закончила его 1942 году в Казахстане, куда институт был эвакуирован. Молодым специалистом приехала на Березниковскую ТЭЦ № 4, где прошла путь от инженера до директора. Про нее потом полушутливо-полувсерьез будут говорить: «Она в каждый котел залезет и любую неполадку исправит». В 1968 году Чернову пригласят в Пермь, на должность заместителя управляющего Пермэнерго, но в родные Березники она будет часто приезжать по делам.

В 1942-м. в начале карьеры, «краса и гордость всей социалистической индустрии» (так называли станцию в прессе 30-х годов) неприятно удивит ее.

Из воспоминаний Н. М. Черновой: «...Я была поражена. В корпусе под ногами зола, пыль, ничего не видно, дышать нечем. А все потому, что ТЭЦ оснастили зарубежным оборудованием, не приспособленным к кизеловскому углю... Говорят, настоящим специалистом в энергетике можно стать, пройдя через строительство или реконструкцию. Мы свою почти всю переделали. Поставили отечественное оборудование. Уже будучи заместителем управляющего Пермэнерго, я почти безвыездно находилась на станции, когда переводили ее на мазут, чтобы людям легче работалось. А теперь вот уже и на газ перевели».

«У НЕЁ СЛОВО БЫЛО НА ВЕС ЗОЛОТА»
Сотни энергетиков жили в послевоенные годы в полуразвалившихся бараках, арендовавшихся ТЭЦ № 4 в Усолье, на Адамовой горе, под жилье были приспособлены комнаты верхнего этажа кинотеатра «Авангард» и просто тесные, сырые кладовки, куда только вмещались что койка да табуретка. В подобной кладовке молодым специалистом жила и сама директор.

На одном из общих собраний без повестки дня (такая традиция была заведена при Черновой, чтобы у людей была возможность откровенно поговорить о наболевшем) было решено строить жилье хозспособом. За семь лет энергетики построили шесть многоэтажных домов. Все квалифицированные рабочие справили новоселье в новых благоустроенных квартирах. Одна из них — Елизавета Александровна Малютина, проработавшая на предприятии всю жизнь электриком. Готовя этот материал, я позвонила ей, о директоре она вспомнила с особой теплотой: «У нее слово было на вес золота. Если уж что-то посулит, так непременно выполнит».

Также хозспособом энергетики построили пионерский лагерь «Солнечный», ясли, детский сад.

ДЕПУТАТ
Человек неуемной кипучей энергии, она, конечно, была в центре общественной жизни. В компартию вступила в 26 лет. Избиралась заместителем секретаря партийной организации станции, членом бюро горкома партии, депутатом городских и областных советов трудящихся. К наказам избирателей относилась со всей серьезностью, без нынешних шумных пиар-компаний. Цитирую по книге «Ветераны советской энергетики», вышедшей в 1967 году: «Вопрос об очистке пруда (по наказу избирателей. – Прим. Авт.) Н.М. Чернова подняла за заседании исполкома горсовета. Она выступала по этому поводу со статьей в городской газете и обратилась с просьбой помочь очистить дно пруда от ила в трест Гидромеханизации и Министерство энергетики и электрификации.

Весной 1966 года почти все предприятия города были привлечены к очистке берегов пруда — излюбленного места отдыха березниковцев в короткое уральское лето. С наступлением купального сезона пруд выглядел празднично: на пляжах — чистый песок, оборудованы волейбольные площадки, появились аккуратные торговые палатки. Скоро в Березники прибудет земснаряд со строительства Воткинской ГЭС. ...Летом начнутся работы по очистке пруда от ила. Депутатская группа вместе с исполкомом горсовета успешно ведет переговоры с научными работниками водного отделения Уральского филиала Академии наук СССР, просит, чтобы они помогли развести в пруду травоядных рыб, которые бы уничтожили густые заросли водорослей на дне».

Справка «БВ»: Н. М. Чернова родилась 28 января года в Борисоглебске Воронежской области. После окончания Московского энергетического института в 1942 году поступи/ тать на Березниковскую ТЭЦ № 4 инженером, потом начальником лаборатории, начальником электроцеха. С 1959 по 1968 годы - директор ТЭЦ № 4, а с 1968 по 1979 годы - заместитель управляющего РЭУ Пермэнерго. В 1960 году награждена орденом Ленина. В 1966 году присвоено звание Героя Социалистического Tруда. В энергетической отрасли работала и вся ее семья: муж и дочь - в Пермэнерго, сын - в Ленэнерго.«ДЕРЖАТЬ МАРКУ!»
В 1964 году Березниковской ТЭЦ № А — первому предприятию в Пермской области — было присвоено звание «Предприятия коммунистического труда». Сейчас слова эти звучат как анахронизм, а меня потрясло, каким живым смыслом, горячим, искренним, наполнено оно было для Нины Михайловны. Вести себя по коммунистически – значит быть высокообразованным, культурным, жить полноценной, интересной жизнью. Не случайно именно в бытность Черновой Дворец культуры энергетиков притягивал к себе самых творческих людей города: и Леонида Старкова, и Стаса Алексеева, и Галину Циганову. А точнее, она сама их притягивала всей своей пылкой, азартной натурой, щедрой душой.

– В 1958 году я вела хореографический кружок в JK энергетиков, но, не имея достойных условий труда, ушла в ДК Ленина, — рассказывает Галина Цыганова. — И вот спустя несколько месяцев мне в дверь позвонили. Открываю: на пороге Чернова: «Здравствуйте. Одевайтесь. Поехали». Я остолбенела, руки, ноги дрожат, а в голове мысль: «Арестовывают». Садимся в директорский «козлик» и едем к моему удивлению... во Дворец. Нина Михайловна открывает дверь на втором этаже в просторный зал. И — о чудо! — вижу зеркала, станки. «Ну что, нравится? Возвращайтесь!» Я дар речи потеряла. Одно только расстроило: скользкий покрашенный пол. Узнав об этой оплошности, директор на другой же день прислала бригаду пол циклевать. Нина Михайловна потом была на всех наших генеральных репетициях. Могла, наделенная от природы тонким слухом, услышав фальшь в игре оркестра (а мы выступали под живую музыку), воскликнуть: «Да там нота не «до», а «фа»!» Когда я приезжала к ней в гости в Пермь, она все время говорила: «Держать марку! В Березниках живут самые талантливые дети».

А Станислава Алексеева, в 1963 году только что вернувшегося с гастролей по России в родной город, Чернова заманила трехкомнатной квартирой при условии, что он создаст при ДК джазовый оркестр. «Инструменты купили, пошили сценические костюмы, проблема была только с пополнением репертуара, ноты тогда днем с огнем было не сыскать, — вспоминает маэстро. — Так Нина Михайловна, имея дома магнитофон, сама записывала мелодии с радио. Мне потом давали ключ от ее квартиры, и я переписывал песни с пленки. Чуткий, добрый, сердечный человек!»

Она была человеком эпохи, одним из живых символов исчезнувшей империи, крупной цельной личностью, фигурой знаковой. То время ушло, но память о человеке осталась.

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала заведующую городским архивом Фаину Шишкину и начальника отдела управления персоналом филиала ОАО «ТГК 9» «Березниковская ТЭЦ № 2» Наталью Коршунову.

Текст: Людмила Дмитриева, Березники вечерние (г. Березники, Пермский край)
Илл.: «Березники Вечерние»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы