А где - тонко? Они не пошли в магазин

Если социально-политическая, общественная пассивность массы березниковских обывателей не может и не должна служить доказательством спокойствия и гарантией стабильности (хотя и воспринимается местными управителями за таковые, но это – их личная беда), то возникает необходимость определить точки, в которых социальное напряжение растёт (или может расти), установить те раздражающие факторы, которые в совокупности могут создать критическую массу и взорвать всё строение. В конце концов, может быть, всё не страшно, опасных факторов не так много, да и не слишком они опасны?

Продолжение темы. См. также:

Для Березников определение таких точек и факторов не составляет никакого труда, несмотря даже на явное желание местной прессы показывать, как всё хорошо и спокойно, разве что кое-кто и кое-где порой отдельные недостатки (речь прежде всего, разумеется, о пресловутом калийном пуле, возлежащем на львиной доле информационного пространства). Конечно, местным управителям так удобнее. Но, как уже было сказано, точки социального напряжения, раздражающие факторы существуют и влияют независимо от того, говорят о них или не говорят. И накапливаются независимо. И то, что про них не говорят вслух, лишь затрудняет своевременную постановку диагноза и назначение лечения. Это вам любой врач скажет.

Впрочем, сейчас одну из точек роста социального напряжения назовёт любой – снижение зарплат или уменьшение доходов, называйте, как хотите, и… разведёт руками. Мол, а что вы хотите? Кризис! Всемирный Всеобщий Облом, предсказанный ещё Хотт@бычем, до которого, видимо, добрался-таки Шайтаныч.

Однако, «кризисом» удобно, конечно, оправдываться и всё объяснять, но, во-первых, это не вся правда. Многократно приводившийся уже пример – чистой прибыли ОАО «Уралкалий» только за 9 месяцев 2008 года хватило бы, чтобы платить КАЖДОМУ березниковскому учителю калийщику зарплату в 200 000 рублей в течение года. А подоходного налога с этой зарплаты (в части, поступающей в городскую казну) хватило бы, чтобы платить зарплату почти в 20 000 рублей КАЖДОМУ березниковскому учителю. Причём, естественно, калийщики и учителя заплатили бы за коммуналку (там тоже люди получили бы зарплату, с которой, кстати, были бы уплачены налоги), купили бы товары и услуги и т.д. Разумеется, это всего лишь один пример (просто самый показательный и удобный в условиях навязывания калийной пропагандой представления, что «Уралкалий» - это наше всё), а в целом это выглядит так: доходы населения падают, хотя деньги есть.

Причём доходы падают далеко не у всех, а у тех, кто сидит наверху социальной пирамиды всё по-прежнему в шоколаде. Тут кстати будет вспомнить отказ березниковских чиновников от предложенного на публичных слушаниях по бюджету сокращения оплаты труда городской администрации (экономия составила бы более 40 миллионов рублей) и произведённое этими чиновниками сокращение расходов на бюджетную сферу, лишившую доходов вполне реальных работников образования и здравоохранения, отнюдь не управленческого звена (экономия составила 38 миллионов рублей).

То же и в промышленности – запущенные, например, калийной пропагандой слухи о предстоящем сокращении бонусов топ-менеджменту на 4 миллиона рублей (примерно на 5 % от общей стоимости топ-менеджмента) сами по себе выглядели смешно при сокращении зарплаты простых калийщиков на 60-80 миллионов рублей (от 30 до 50 % зарплаты различных категорий работников). И даже эти слухи оказались лишь слухами. Даже на такую «жертву» топ-менеджмент калийной корпорации не решился.Это обстоятельство – сохранение сытости и благополучия истеблишмента и незначительность его «потерь» превращает падение доходов населения в раздражающий фактор, фактор риска, точку роста социального напряжения. Не замечать этого – глупо. Разводить руками, мол, что вы хотели, кризис – пошло. И раздражает, кстати, ещё сильнее. Но это было лишь «во-первых». Во-вторых, даже если бы не было «во-первых», желудку не объяснишь, что другим тоже кушать хочется. И, наконец, в-третьих, не следует недооценивать масштабов этого падения доходов. Когда падает одна снежинка – это нестрашно, когда прилетает слепленный детскими ручонками снежок – это лишь заметно. А когда на голову падает хотя бы и только пять тонн снега, которые не сумели вывезти из города депутаты «Березниковского характера» в своей заботе о «любимом городе» - это… Ну, попробуйте на себе.А масштабы для Березников очень и очень значительны. Потому что и без всякого кризиса 92 % взрослого населения Березников жило на грани нищеты или, можно сказать мягче, бедности (см. об этом здесь).92 % жили на грани. Таково было их материальное неблагополучие. И теперь эти 92 % населения сползают ЗА грань нищеты. В полнейшую нищету. К самому натуральному голоду. Что, кстати, влечёт за собой и разруху – не в головах, как любят цитировать профессора Преображенского местные швондеры, а натурально в подъездах, на коммунальных сетях, на крышах и т.д. Просто потому, что за ремонт и содержание всего этого платит население, а 92 % населения сейчас сползает за грань бедности и утрачивает возможность оплачивать хотя бы нынешнее, предкатастрофическое и аварийное состояние коммунального хозяйства. Впрочем, коммунальная разруха сама по себе уже является раздражающим фактором, точкой роста социального напряжения.

И это, обратите внимание, лишь первая точка роста напряжение в Березниках, то самое «тонко», где может порваться в любой момент. И натяжение социальной ткани происходит сейчас прямо у нас на глазах. Социально-политическая пассивность населения, говорите? Народ бунтовать не хочет и не пойдёт? Нет в Березниках к тому никаких предпосылок, население безмолвствует и радуется благолепным картинкам заботы местных управителей о «любимом городе»?

А я, например, в минувшую субботу днём зашёл в «Виват», который ЦУМ. Покупателей – как поздним вечером, когда троллейбусы уже заканчивают работу. Или ранним утром рабочего дня. А это была суббота, день. Причём это было 21 марта – на следующий день после того срока, в который березниковские предприятия обычно выплачивают аванс своим работникам. Вот так.

Березниковцы, разумеется, пока не выходят на площади, не размахивают флагами, не переворачивают автомобили, не требуют чего-то там от кого-то здесь. Пока они просто в большом количестве не пошли в магазин. Если кому-то хочется думать, что это безопасно, потом не обижайтесь

Текст: Андрей Лучников
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса