О молодёжной апатии, преодолевая

Сегодня только ленивый не ругает молодежь за пассивность, за социальную апатию. В чем же причина? Кто виноват в том, что активизм среди молодежи не в чести? Почему сегодня молодым не свойственна гражданская активность? Этими и другими вопросами задались участники дискуссии, которая состоялась в рамках проекта «Пермь-Березники: гражданский диалог», организованном Пермской гражданской палатой.

Участники дискуссии:
• Александр Резник, лидер профсоюза «Студенческая Солидарность» ПГУ;
• Роберт Латыпов, Центр поддержки демократических молодежных инициатив, общество «Мемориал»;
• Андрей Летягин, руководитель Пермского интеллектуального клуба «IGC»;
• Роман Коротаев, проект «Гражданский надзор», журналист

Начнем наш разговор с того, в чем же кроется причина молодежной пассивности?
А. Резник:
Молодежная пассивность стала реакцией на «активность» политиканов, которые проповедовали карьеризм, эгоизм и безыдейность. Отсутствие традиций и опыта лишь закрепляют всеобъемлющее отчуждение молодежи от самой себя и от реальности. Те же, кто проявляют сопротивление, чаще всего деморализуются и «выпадают в осадок», разбивая лбы о стены недопонимания и государственных барьеров.

Р. Латыпов:
Демократия – это не только институты (парламент, Конституция, чёткое разделение властей и прочее), и не только соответствующие процедуры (выборы, референдумы, принятие законов и т.д.), о которых нам говорят классики и особенно нынешние политики. Дудки! Демократия – это ещё и опыт. Обычный наш, человеческий и гражданский опыт. Иначе говоря, это когда люди, проходя через своё невежество и равнодушие, поддаваясь на всевозможные обманы и получая за это очень скоро вполне осязаемые тумаки и «шишки», преодолевая собственный эгоизм, – и это, заметьте, при всех формально существующих демократических институтах и процедурах! – вдруг понимают и говорят себе: «Всё, хватит из нас дураков делать! Мы не рабы, рабы не мы». И начинают постепенно изменять мир не «для себя» или «под себя», а для всех. Как бы сложно это не показалось бы вначале. И мало того, что изменяют мир, но и передают свои впечатления от обманов, тумаков, «шишек» и от своих первых, настоящих побед другим, кто идёт за ними.

Так вот, этот самый Опыт – он уже, вроде бы, и есть. Он, конечно, ещё небольшой и «непереваренный». И особенно молодыми людьми, у которых, как известно, энергии-то много, только куда она вся уходит? А уверены ли мы в том, что у молодёжи сегодня есть этот пресловутый «успешный опыт демократии» предыдущих поколений?

У меня есть смутное ощущение, что мы все чего-то не досказываем, не дообъясняем ни им, ни самим себе. Мне кажется, что одной из причин молодёжной пассивности является вот этот самый разрыв между накопленным опытом и сегодняшним его воплощением и обогащением. Не происходит того контакта, той искры, которые давали бы долговременный эффект – с каждым годом растущее ощущение у нынешних молодых людей, что они реальная сила и с ней здесь считаются.

А. Летягин:
На мой взгляд, молодёжь всегда чуть более активна, чем всё общество, другое дело, что если общество граждански пассивно, то и гражданская активность молодёжи снижается. Сегодня общество пассивно, оно спит, убаюканное так называемой «стабильностью». Поэтому сегодня активность молодёжи проявляется в бизнесе и других сферах. Однако, на мой взгляд, в ближайшее время уровень гражданской и общественной активности резко возрастёт, причём настолько, что в условиях кризиса возникнет опасность «зашкаливания» этой активности….

Р. Коротаев:
Если речь идет именно о гражданской пассивности, то думаю, её причина в том, что большинство из нас воспитаны в духе покорности любой власти. С детства мы впитываем установки – не высовывайся, не возражай, приспосабливайся под власть, делай по-своему, но тихо. Ещё одна причина, на мой взгляд, в эгоцентричности. Всё, что не касается человека непосредственно, его не волнует.

Однако хочу оговориться, что далеко не вся молодёжь пассивна. В Перми, например, есть очень хорошие примеры стихийной молодёжной (и не только) активности. В Березниках меньше, но тоже есть.

13-14 марта состоится Пермский гражданский десант, как Вы считаете, почему шестая экспедиция правозащитников в Березники направлена в первую очередь, как видно из программы, на молодежь?
А. Резник:
Лично я надеюсь на формирование новых активистских сообществ.

Р. Латыпов:
Любые наши стратегические замыслы, рассчитанные на долгий срок, должны включать идеи и энергию молодёжи. Причём, в этом процессе важно, что должны быть не «мы для них», а именно «они с нами». А любое такое движение должно начинаться, продолжаться и заканчиваться Диалогом. Честным, равным и беспристрастным. Экспедиция – это как раз площадка для него.
К этому диалогу приглашаются «разные» молодые люди: и те, кому «вдруг» стало любопытно, и те, кто «за компанию пришёл», и те, кто уже поставил себе вопросы, и те, кто нашёл на них ответы. Соответственно, каждый и получит своё – новое знание, необычное знакомство, желание дальше обсуждать и что-то наконец-то сделать…

А. Летягин:
Мне кажется причин несколько:
• Во-первых, в силу возраста молодёжь более открыта к новому;
• Во-вторых, как я уже говорил выше, молодёжь более активна, чем представители среднего и старшего возраста;
• В-третьих, хотелось бы надеяться, что, познакомившись с возможностями гражданских организаций, и теми технологиями, которые эти организации используют, инициативные молодые люди захотят сотрудничать с участниками экспедиции, реализовывать собственные инициативы, используя гражданские технологии;
• Молодёжь многие пытаются использовать, используя стереотипы массового сознания, поэтому ряд мероприятий направлен на то, чтобы молодые люди могли принимать осознанные решения, которые не зависят от попыток других людей использовать технологии манипулирования сознанием;
• Низкий уровень толерантности среди молодёжи.

Р. Коротаев:
Потому что молодёжь – это люди, которые, с одной стороны, не имеют определённых стереотипов, вызванных жизнью при советском строе. А с другой стороны имеют запас энергии, необходимый для продвижения каких-то общественных инициатив. По всему выходит, что молодёжь является той основой, которая будет определять наличие (или отсутствие) в нашей стране полноценного гражданского общества.

Существуют ли какие-то отличия у березниковской молодежи? Чем она не похожа на молодых людей других городов Прикамья?
А. Резник:
Не вижу никаких особенностей.

Р. Латыпов:
Я – уроженец Березников. Это мой родной и любимый город. И это без какой-либо иронии. Однако, если другим моим коллегам по некоммерческому сектору Перми недипломатично говорить резко, дабы не быть обвиненными в незнании истинного положения вещей и использовании шаблонов, я позволю себе жёсткую критику.

Ситуация с молодёжным активизмом в Березниках удручающая. Практически вся она уложена в «прокрустово ложе» того, что можно и что разрешено властью. Сегодня у неё (власти) оппонентов нет никаких. Все более или менее независимые молодёжные сообщества немногочисленны по своему составу и маловлиятельны. Всё это не может не влиять на настроения, живущие в молодёжной среде – апатия, скука, пофигизм, отсутствие чётких перспектив на будущее и шагов для его достижения, агрессия, уход от реальности.

Мне больно от этого. Поэтому я пользуюсь любой возможностью, чтобы приезжать сюда, общаться с молодыми людьми, вовлекать их в наши гражданские проекты.

А. Летягин:
Мне кажется, кардинально молодёжь Березников мало чем отличается от молодёжи других городов, а чтобы знать особенности и нюансы, наверное, надо здесь жить.

Р. Коротаев:
Вряд ли она так уж отличается. Может быть, чуть более благополучна, по сравнению с молодежью тех городов и сёл края, которые меньше, чем Березники. Всё-таки, второй город в крае – это определённые возможности в трудоустройстве, учёбе, отдыхе. С другой стороны, именно эта устроенность позволяет не воспринимать многие городские проблемы как свои.

Как думаете, почему обсуждать молодежные проблемы решено пермскими правозащитниками именно на березниковском примере?
А. Резник:
На мой взгляд, из прагматических соображений: чем многочисленнее население города, тем больше вероятность существования активных людей

Р. Латыпов:
Один мудрец сказал, что людей оценивают не столько по их делам, сколько по высоким замыслам. Поэтому он советовал ставить перед собой высокие цели и задачи. Березники – это как раз тот самый пример.

А. Летягин:
Наверное, потому что это один из крупнейших городов края.

Р. Коротаев:
Вероятно, потому что Березники обладают определённым потенциалом для развития гражданского общества, и реализация этого потенциала связанна именно с молодёжью.

Пермская или березниковская молодежь: кто обладает большим потенциалом, например, в плане гражданского активизма?
А. Резник:
Столица края - это «котёл», в котором «варятся» студенты из многих городов, это и обеспечивает Перми более весомый потенциал.

Р. Латыпов:
Я уже говорил о необходимости и возможности использования успешного опыта. В том, чтобы демократические институты и процедуры действительно бы работали на людей, на общество. У молодых пермяков здесь, безусловно, преимущество. Собственно, это и видно на практике. Но это отнюдь не означает, что этот опыт закрыт для березниковцев.

А. Летягин:
Потенциал есть и у тех, и у других. А вот возможности для реализации этого потенциала разные…. В Перми больше возможностей…Больше возможностей не только в проявлении гражданского активизма, но и в плане учёбы и работы. Отъезд для учёбы или работы в Пермь и другие крупные города наиболее социально активных представителей молодёжи ослабляет Березники в плане гражданского активизма.

Р. Коротаев:
Думаю, всё же пермская. В Перми объективно больше условий для развития гражданского активизма. В первую очередь, благодаря огромному количеству пермского студенчества и наличию полноценных гражданских организаций, работающих с молодёжью.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса