Малый бизнес уйдёт в подполье

Березниковские власти, пренебрегая в условиях кризиса интересами малого бизнеса (потребителей - в дешёвых товарах, работников – в рабочих местах, подробнее - здесь), как выясняется, просто соответствуют общероссийской тенденции. Малый бизнес, который до недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российской экономики, находится на грани катастрофы из-за давления государства, местных властей и кредитных рынков. Многие предприниматели уйдут в подполье, чтобы спастись.В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%, отмечает в статье, посвящённой современному положению малого бизнеса, Алексей Шестопёров, руководитель направления «Малое предпринимательство» Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП; полностью статья опубликована SmartMoney). По итогам 2008 года темпы роста составили уже 5-7 %, а по итогам 2009 года показатели развития малого бизнеса, по мнению учёного, уйдут в минус.

В большей степени от кризиса пострадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г.

Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешёвого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.

Государство в борьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 - начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Более того, как показывает березниковский пример с ликвидацией мини-рынка в районе Строительного техникума, порой власти не могут даже внятно объяснить, для чего им это нужно. Ликвидировать, и всё тут.

Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики. Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так называемые антикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Из многих регионов приходят сообщения об увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов.

Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее «затемнение» ведёт, может быть, к самому опасному – полной потере доверия предпринимателей друг к другу.

Причём, следует заметить, это процесс не является необратимым. При осознании предпринимателями происходящих процессов, они могут попытаться объединиться, хотя бы для решения общих задач противостояния незаконному давлению и, может быть, оказания встречного давления на государственные органы и местные власти для принятия политических решений.

Однако, не являясь необратимым и неизбежным, перечисленные процессы представляются наиболее вероятными. Потому, что предприниматели являются одновременно и самым разобщённым социальным слоем (в силу характерных свойство бизнеса), и наиболее соглашательски настроенной частью населения (опять же, в силу бизнеса и многолетней привычки «договариваться с властью»), и имеющий наименьший опыт политической борьбы и общественных объединений (даже у рабочего класса такого опыта больше).

Всё это несомненно значительно ухудшит качество жизни населения, даже при условии сохранения хотя бы относительной стабильности работы крупных промышленных предприятий – как минимум, за счёт сужения объёма предоставляемых малым бизнесом товаров и услуг, не говоря уже о других последствиях.

Текст: Антон Пятница
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


бюрократия