Преображение Светланы Патраевой

Здесь, в своей гримерке, среди париков и костюмов, отражающихся в зеркалах крошечных «рамп»-светильников, Светлана Патраева чувствует себя раскованно и спокойно. Здесь ее среда, ее дом, ее жизнь. Высокая, красивая женщина с гордо поднятой головой и царственной осанкой, она напоминает грациозную, величавую львицу. В голубых глазах – сосредоточенность, даже холодность. «Она ждет от меня повторений, набивших оскомину вопросов. И боится их, и не хочет терять попусту время», – интуитивно чувствую я. Впрочем, это не пугает: что-то очень искреннее, теплое «подрагивает» в глубине ее огромных глаз. И хочется говорить о человеческой душе, об актерской судьбе и о творчестве.

– Как вы нащупали свой путь?
– Мне одноклассники напророчили, что буду актрисой. Со временем я пришла сама к пониманию – это мое предназначение. С тех пор меня преследовало ощущение, что я связана с этой профессией путеводной ниточкой.

– Вы ни разу не пожалели о своем выборе?
– Было время. 10 лет назад. Наверное, это и называют творческим кризисом… Появились сомнения в себе, в своей состоятельности как актрисы. Думала, что ошиблась с выбором в детстве. Хотела уже другую работу искать.

– Синдром профессионального сгорания?
– Может быть. Актеру необходим время от времени творческий отпуск: заняться своей душой, анализировать, вспоминать, отдыхать чисто физически. К сожалению, это невозможно: мы «повязаны» ролями, ответственны перед коллегами, перед зрителем.

– Как вам удалось выкарабкаться?
– Работа: только она и спасает.

– Вы считаете себя актрисой с амплуа?
– Да, с амплуа героини. А как же? От фактуры никуда не денешься. У нас в театре бытует выражение: «фактура – дура». Это то, что дано человеку от природы, а уже все остальное – работа. Но иметь фактуру не значит «играть» одинаковых персонажей. Бывают роли на сопротивление.

– То есть вы не согласны с мнением Василия Розанова, который сказал: «актер – это пустота»? Пустота, которая наполняется душой, характером, гримом героя. Личности актера в роли «читаться» не должно.
– Нет. Точно так же, как у музыканта есть инструмент, у вокалиста – голос, у актера – тело и душа. Ни то, ни другое нельзя «вычеркнуть». Если ты имеешь завистливую душу, если ты в данный момент чем-то расстроен, если ты не начитан, не умен, сцена «проявит» тебя, как лакмусовая бумажка. Другое дело, что, работая над ролью, я полностью погружаюсь в нее. Но все равно, подчеркну, погружаюсь, преломляя ее «через себя».

– А как каждый раз строится образ?
– Это что-то необъяснимое. Сначала читаем пьесу, потом читаем ее по ролям, постепенно-постепенно твоя роль в тебя входит, как бацилла при гриппе (Светлана смеется). Она поселяется у тебя в голове и незаметно «обрастает» деталями. Каждый образ продумывается досконально (прошлое, настоящее, будущее персонажа). Зритель может сомневаться, что будет с героем, а актер это должен знать наверняка. И вот ты сидишь, пьешь чай, и вдруг приходит озарение: «Так вот почему она так сказала! Вот почему она так поступает!». Таких открытий может быть огромное множество. И самое интересное, что и после премьеры эти открытия «продолжаются». Особенно, если ты роль не доделал, или режиссер тебя не туда увел, или ты просто, когда спектакль шел, не дорос до этой роли. Это как комплекс нереализованных желаний. Шлейф таких «нереализованных» образов может тянуться за тобой годами.

– За три с половиной года работы в Березниках вы наверняка почувствовали, что наш березниковский зритель хочет видеть в театре. Каких сюжетов, жанров ему не хватает?
– Березниковский зритель любит классику. Сейчас, в момент кризиса, когда идет волна увольнений, ему нужны комедии. Это не нами придумано. Вспомните, во времена великой депрессии в Америке были популярны музыкальные шоу. Чем сложнее жизнь, тем больше нужно отвлекать человека от проблем, давать ему надежду.

– А идет наш театр, как вам кажется, навстречу новым духовным потребностям человека?
– Конечно, репертуар всегда составляется «с поправкой» на зрителя. В этом году в нашем театре идут спектакли самых разных жанров. Есть постановки потяжелее как «Канотье» и «Сад без земли». Но у зрителя должен быть выбор. Может, кто-то посмотрит драму, увидит, что кому-то еще тяжелее и вздохнет с облегчением (смеется). Кто знает, что человека отвлечет!
И потом я думаю, что душа должна иногда работать. В повседневной суете люди заняты больше материальным достатком, решением насущных проблем, а душа «засыпает». Происходит это незаметно, ведь душа – это не материальная субстанция, ее нельзя потрогать. Но когда она оживает, в тебе какое-то чудо происходит! Я, например, люблю камерную симфоническую музыку. Когда выходишь с концерта, не понимаешь, что с тобой, собственно, случилось. Каким образом музыка воздействовала на душу?

– Вышел с концерта и изменился?
– Да!!! Понимаете, эта перемена нигде не зафиксируется, твое отражение в зеркале не изменится. Но сам ты меняешься, и мир вокруг тебя, кажется, меняется тоже…

Справка «Недели.ru»:День рождения у Светланы Патраевой 26 января. Родом из башкирского города Ишимбай. Актерской профессии училась в Уфимском государственном институте искусств. Работала в областных театрах Уфы и Оренбурга. Заслуженная артистка Башкортостана. В Березники приехала три с половиной года назад из города Стерлитамак. Занята практически во всех серьезных спектаклях Березниковского драмтеатра: «Сад без земли», «Канотье»…Преподает сценическую речь на театральном отделении музучилища. Светлана прекрасно поет и читает стихи, играет на гитаре. Она – участница и победительница Всероссийских конкурсов чтецов. В рамках программы «Школьные уроки» участвует в спектаклях «Поэты серебряного века», «И жизнь, и слезы, и любовь».

– Возникал у вас конфликт между личной жизнью и профессией?
– Я изначально не мыслю себя без этой профессии. И если появлялась личная жизнь, она предусматривала, что я, прежде всего, актриса.

– Как вы ощущаете себя в повседневной жизни, пока идет репетиционный период, когда по крупинкам собирается образ?
– Если репетируешь драму, начинается депрессия. Меньше улыбаешься, все раздражает. Мы же «работаем» собой, своей нервной системой. Это неизбежно.

– Алексей Петренко сказал: «По-моему мнению, актеры – люди, избранные, чтобы жить в грехе». Вы согласны с этим?
– Не секрет, что раньше актеров хоронили за пределами кладбища, как самоубийц. Церковь считала актерскую работу большим грехом. Я не считаю, что мы настолько грешны. Наоборот, показывая на сцене грехи человеческие, проживая жизни самых разных людей, переодеваясь, мы пытаемся нести свет...

Сегодня в Березниковском драмтеатре состоится юбилейный творческий вечер Светланы Патраевой. Редакция газеты «Неделя.ru» поздравляет прекрасную актрису, красивую женщину и открытого, интересного человека с Днем рождения! Желаем вдохновения и личного счастья!

Текст: Елена Азанова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы