Перспективы создания университетского комплекса в Березниках

Структура образовательной среды в Березниках

Авторы: В.В. Минин, А.В. Затонский

В настоящее время в Верхнекамье создалась своеобразная ситуация с обеспеченностью населения возможностью получения высшего образования без выезда в другие города. В Березниках (170 тыс. населения, 5,2 тыс. студентов) существуют три филиала ВУЗов (Пермского государственного технического университета, Пермского государственного университета и Уральского государственного экономического университета), но нет ни одного самостоятельного ВУЗа. Однако в Соликамске (145 тыс. населения и 2,5 тыс. студентов) имеется собственный государственный педагогический институт. Ареал охвата контингента этих учебных заведений не ограничивается населением двух городов и простирается от Добрянки до Красновишерского района.

Таким образом, социальный заказ высшего образования в Березниках и Верхнекамье, фактически, формируется для БФ ПГТУ и БФ ПГУ в Перми, а для БФ УрГЭУ – в Екатеринбурге. Но финансово филиалы обеспечиваются населением и предприятиями Березников, которым надо, чтобы готовились кадры для них и по их заказу, а не по выбору специальностей, предусмотренных головными ВУЗами. Для населения и предприятий было бы предпочтительнее, чтобы учреждения высшего образования решали именно их социальные проблемы, а не подстраивались под требования руководящих органов других территорий.

Кроме того, филиалы вынуждены перечислять часть заработанных средств в головные ВУЗы, что уменьшает их возможности по оснащению площадями, оборудованием и кадрами.

Городские власти, предприятия, население Березников должно формировать единый социальный заказ на подготовку специалистов. Для выполнения такого заказа необходимо создание диверсификационной системы многоуровневой подготовки специалиста в условиях университетского комплекса в соответствии с особенностями региональной экономической и социальной политики, то есть городского университетского комплекса, включающего:
- Ученый Совет;
- Экономический, Политехнический и Гуманитарный институты;
- Учебные заведения среднего профессионального уровня;
- Учебные заведения базового профессионального уровня.

Университетский комплекс как единое целое должен взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями в плане профориентации и довузовской подготовки.

По определению, университетским комплексом может называться такая образовательная структура, которая играет в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом). Университетские комплексы отражают основные мировые тенденции, как в науке, так и в образовании, являются формой самозащиты университетов в рыночной экономике. Реализация идеи создания университетского комплекса позволит обеспечить единство учебных, научных и инновационных процессов различных видов учебных заведений во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой города и региона.

Разумно, чтобы выполнение социального заказа населения, предприятий и администрации в области деятельности всего обеспечивал единый орган – Ученый совет.

Университетский комплекс создается на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования (филиалов университетов) как единое лицо ассоциационного характера создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Оптимальным способом объединения образовательных учреждений регионального уровня является ликвидация этих учреждений с последующей передачей их имущества университетскому комплексу в безвозмездное пользование и переводом обучающихся, сотрудников и преподавателей в соответствующие структурные подразделения. При этом должно быть также предусмотрено получение лицензий на право ведения образовательной деятельности по программам базового и среднего профессионального образования, получение госзаказа на предоставление базового и среднего профессионального образования, размещения заказа у единственного исполнителя с обеспечением финансирования выполнения на уровне не ниже имеющегося в ликвидируемых учреждениях с ежегодной индексацией в зависимости от инфляции.

Методологическими принципами организации учебного процесса в университетском комплексе являются:
- системная многоуровневая интеграция по вертикали (сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках единых образовательных программ; преемственность в изучении дисциплин профессиональных образовательных программ разных уровней);
- интеграция и специализация подразделений по горизонтали (например, выделение кафедры «Информатики», осуществляющей преподавание этого предмета во всех институтах);
- вариативность учебного процесса;
- открытость образовательного пространства (установление тесных взаимоотношений с производственными структурами и рынком труда).

Оценка потребностей в финансировании для создания университетского комплекса Верхнекамья позволяет получить следующие величины вложений по уровням образования:
1. Среднее образование – специализация школ по основным направлениям комплекса, оценивается до 5,5 млн. руб.
2. Базовое профессиональное – профилизация учебного процесса, оценивается до 4 млн. руб.
3. Среднее профессиональное – реорганизация части учебного процесса с целью применения сокращенных форм ВПО, оценивается до 5,5 млн. руб.
4. Высшее образование – создание университетского комплекса из трех институтов и объединенного ученого совета, лицензирование и аттестация, оснащение и ремонт четырех корпусов, магистратура и бакалавриат, оценивается до 10,5 млн. руб.
5. Послевузовское образование – создание аспирантур, диссертационных советов, оснащение лабораторных и опытных производств, оценивается до 5,5 млн. руб.
6. Инфраструктура университетского комплекса – единая библиотечная, информационная, хозяйственная, транспортная системы, вопросы безопасности, единый спортивный комплекс, оценивается до 23,5 млн.руб.
Всего: 49 млн. рублей.

Основными источниками финансирования университетского комплекса являются:
- средства федерального бюджета;
- средства регионального бюджета, выделяемые целевым назначением на решение кадровых вопросов для региона;
- инвестиции (региональные, федеральные, иностранные);
- гранты и специальные средства, выделяемые международными научными фондами и организациями;
- доходы, полученные от результатов инновационной и самостоятельной предпринимательской деятельности и т.д.

Для последнего направления значимым представляется решение следующих маркетинговых задач.
1. Изучение рынка образовательных услуг и потребностей региона в кадрах.
2. Разработка рекомендаций для структурных подразделений университетского комплекса по формированию контингента обучаемых, по различным образовательным программам.
3. Разработка конкретных рекомендаций по развитию спектра профессионально-образовательных программ, профессий, специальностей и направлений подготовки, востребованных региональными предприятиями и организациями.

Ожидаемыми результатами от создания университетского комплекса Верхнекамья в городе Березники являются:
- Подготовка востребованных региональным рынком труда высококвалифицированных специалистов.
- Отработка различных моделей интеграции базового и среднего, среднего и высшего профессионального образования.
- Повышение гибкости структуры профессионального образования, возможность быстрой адаптации к изменениям рынка труда.
- Расширение спектра специальностей и профессий НПО и СПО в соответствии с запросами регионального рынка труда.
- Создание интегрированной информационной сети в структурных подразделениях
- Рост эффективности использования материальных и кадровых ресурсов, гибкая адаптация к изменениям регионального рынка труда.
- Совершенствование административного и организационного управления инфраструктурой университета.
- Разработка стратегии управления финансовыми и материальными ресурсами, обеспечение их оптимального освоения, снижение себестоимости подготовки специалистов.
- Внедрение системы управления качеством в структурных подразделениях НПО и СПО.
- Повышение качества преподавания в структурных подразделениях.
- Повышение социального статуса и социальной мобильности студентов и преподавателей структурных подразделений (в том числе, институтов-филиалов головных ВУЗов в составе комплекса).

Таким образом, создание единого университетского комплекса Верхнекамья в Березниках является экономически эффективным и социально полезным мероприятием.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


БФ ПГТУ

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса