Меж Сциллой и Харибдой

Текст: 
Ян Арт

С одной стороны – следствия финансового кризиса. С другой – реакция на него, пресс государства. Российский банкинг надеется проскочить между.

Банковская система страны оказалась ныне перед лицом сразу нескольких проблем. Мировой кризис ликвидности привел к тому, что западные источники фондирования существенно обмелели. Это автоматически толкает банки, ищущие новые источники, в объятия государства, изрядно набравшего вес на нефти. Однако всплеск инфляции ограничивает ширину казенного кармана. По сути, на повестке дня кардинальное изменение государственной политики в финансовой сфере. Вопрос лишь, в какую сторону.

«А В ПОПУГАЯХ Я ДЛИНЕЕ!»
На состоявшейся две недели назад традиционной Северо-Западной банковской конференции в Петербурге банкиры вкупе с усаженными в президиум финансовыми чиновниками традиционно подводили итоги минувшего делового сезона и выстраивали контуры отношений на будущее. Начали, как водится на мероприятиях такого ранга, за здравие.

Собравшихся приветствовали председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев, заместитель полпреда президента в СЗФО Евгений Лукьянов, члены совета директоров Центробанка России Алексей Симановский и Михаил Сухов, президент Промсвязьбанка (главного устроителя форума) Александр Левковский. Констатировали бурный рост и большие перспективы российской банковской системы – самой быстрорастущей банковской системы в мире. Как заявил в своем выступлении Ананьев, «банковские капиталы выросли на 60%, этим цифрам могут позавидовать большинство развитых стран».

Впрочем, как было отмечено чуть позже, позавидовать можно только процентам, а не реальным цифрам. Просто в процентах нам считать выгоднее. Однако не все же следовать за удавом из известного мультфильма, которому нравилось измерять себя в попугаях. Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян напомнил о фактическом положении дел.

По его словам, «не стоит поддаваться магии цифр». Во-первых, основные показатели банковской системы – размеры активов и капиталов – в России по-прежнему крайне низки в сравнении с большинством развитых стран или тем же Китаем. Во-вторых, как следствие, весь российский кредитный бум практически выстроен на заемных средствах. Рост выданных российскому населению и бизнесу кредитов прямо пропорционален росту внешнего корпоративного долга России, который ныне составляет более $400 млрд.

В-третьих, объем ипотечного кредитования в России по-прежнему остается на одном из наиболее низких уровней в мире: в пересчете на душу населения россиянам выдано по 116 евро ипотечных ссуд (в 200–500 раз меньше, чем в Германии, Франции, Швейцарии, и в 2 тыс. раз меньше, чем в США). При этом агрессивная кредитная политика в этом сегменте осталась в прошлом: вследствие кризиса ликвидности на нее попросту не хватает денег.

ОТ КРИЗИСА ДО КРИЗИСА
Тема новых источников денег для ипотеки сегодня вызывает много вопросов, особенно в российской провинции. На проведенных по инициативе «Профиля» и компании «Кредитмарт» «круглых столах» в Петербурге, Тюмени, Казани и Ростове-на-Дону многочисленные банкиры, риэлтеры и кредитные брокеры говорили об ипотеке довольно сдержанно. Основные проблемные пункты: откуда взять длинные деньги, будет ли продолжаться рост ставки рефинансирования, чего ждать от государства в свете борьбы с новым витком инфляции.

Так что юбилей российской ипотеки (16 июля исполнилось 10 лет с момента подписания федерального закона № 102-ФЗ «Об ипотеке») отмечен не только в триумфальных тонах. По иронии судьбы это десятилетие стало дорогой от кризиса до кризиса. Едва родившись, российская ипотека пала жертвой дефолта 1998 года и всерьез начала поднимать голову лишь пять-шесть лет спустя. И вот теперь перед ней маячит угроза новых рисков.

Хотя, конечно, на этот раз стоит вопрос не о жизни и смерти самой ипотеки, а лишь о масштабах ее дальнейшего развития. Само существование этого вида кредитования под сомнение никто не ставит. И причина лежит не в сфере цифр и аналитических данных, а в неутоленных жилищных потребностях испорченных квартирным вопросом россиян.

«Спрос на ипотеку по-прежнему превышает предложение; наши люди в массе своей действуют по принципу «нам не страшен серый волк» и готовы брать, что дают, – говорит Диана Маштакеева, президент Российской ассоциации кредитных брокеров. – Другое дело, что кризисные проблемы могут привести к еще более существенному сжатию предлагаемых банками ипотечных программ и ужесточению требований к заемщику. Это минимальные из возможных для российской ипотеки рисков».

Что касается максимальных, то они связаны с инфляционными ожиданиями. «В западных странах ставка по ипотечным кредитам тесным образом связана с уровнем инфляции», – отмечает Николай Корчагин, генеральный директор «Кредитмарта». По его словам, если небольшие повышения ставок рефинансирования на ипотечном кредитовании принципиально не скажутся, то инфляционный всплеск может ударить по ипотеке весьма ощутимо.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис