Когда клин клином боится Карабас

Если на сцене висит ружье, в третьем акте оно непременно должно выстрелить. Если страной правят два человека вместо одного, их неизбежно должны разводить. Эту аксиому, похоже, начали признавать и сами конструкторы уродливой политической системы, в которой мы с вами существуем на правах пешек, колесиков и винтиков.

Главный Карабас-Барабас российской политики, первый заместитель главы администрации президента России Владислав Сурков на встрече в Кремле с частью своей кукольной труппы — активистами прокремлевского движения «Россия молодая» и организации «Новые люди» — пытался доказать своим куклам, что путинюгенд нужен власти, будет востребован и при президенте Медведеве. Доказательство звучало примерно так: «Сейчас Россию ждет довольно сложный этап политических изменений, связанный с нарастанием недружественного давления из-за рубежа и попытками определенных деструктивных сил внутри страны вбить клин между президентом Медведевым и председателем правительства Путиным».

Ситуацию «клина» (ее еще можно назвать искусственной конкуренцией) создала сама российская власть. У России был прекрасный шанс избежать этой ситуации, если бы Владимир Владимирович не стал заложником собственной вертикали как единственная ее опора и не испугался бы точно в срок спокойно уйти на политический покой.

Конечно, в некоторых странах политическим покоем или даже политической ссылкой можно считать и должность премьер-министра. Если бы Путин по степени влияния и возможностям реально принимать решения уподобился на этом посту Фрадкову с Зубковым, оно так бы и было. Но пока человек, которого еще полгода назад (возможно, с подачи того же Суркова) вся политическая элита страны называла в один голос «национальным лидером», правит страной на паях с новым президентом. И народ не знает, у кого же контрольный пакет в этом закрытом акционерном обществе (в том, что у Путина по-прежнему как минимум блокирующий, сомневаться не приходится). Что тут скажешь, прав кремлевский Карабас-Барабас — как говорится, Сурков, но справедлив. Причем вбивать клин между президентом и премьером могут не только «деструктивные силы» (последние, с моей точки зрения, как раз правили страной при Путине и теперь откатились не дальше должностей вице-премьера, секретаря Совета безопасности или полпреда президента в Южном округе), но и вполне «конструктивные».

Конечно, когда правители не представляют ни партий, ни социальных групп, когда полномочия президента сродни царским, а реальный царь заседает во главе правительства, как тут не возникнуть двум «дворам».

И, разумеется, люди, готовые набиваться в придворные, будут решать — кому из двух царей идти в услужение, чтобы отхватить у государства побольше, работать поменьше, пировать послаще. Однако есть и вполне конструктивные желания, которые можно реализовать, только «вбивая клин», твердя, как мантру, что Медведев — не Путин: вернуть в страну легальную политику, например, пересмотреть наиболее одиозные уголовные дела путинской поры (пользуясь случаем, поздравляю с днем рождения Михаила Ходорковского и напоминаю Дмитрию Медведеву, что за ним должок по делу ЮКОСа — раз уж выпала честь или участь править страной после такого предшественника). Есть конструктивное желание избавить общенациональное телевидение от пропагандистской шелухи и наглой кремлевской цензуры, помочь России избавиться от позы агрессивного капризного подростка во внешней политике, превратив ее в страну, с которой было бы приятно и надежно иметь дело.

Любая публичная или приватная попытка убедить Дмитрия Медведева, что не надо сохранять во всем курс, который, мягко говоря, не так хорош и правилен, как нас долгие годы пытаются убедить, — несомненно, и есть «вбивание клина».

В условиях естественной конкуренции и нормальных выборов люди голосуют за тех лидеров партий и за те идеи, которые кажутся большинству привлекательными. Спору нет, если бы «Единая Россия» была партией, если бы у нее была программа, а Медведев с Путиным были бы ее членами, наши люди с большой долей вероятности проголосовали бы за них и тогда.

Но при этом, если бы в стране существовали другие реальные партии с реальной альтернативой нынешнему курсу (а она, эта альтернатива, очень даже есть), если бы сохранилась нормальная избирательная система, нам действительно можно было бы выбирать кого-то, а не просто не ходить на нынешние квазивыборы. И люди во власти знали бы, что им не нарисуют нужные проценты в любом случае, что они отвечают перед партией и перед избирателями, что они подконтрольны народу. Когда всего этого нет, только и остается, что пытаться вбивать клин. Впрочем, русская поговорка «клин клином вышибают» вполне применима и к данной ситуации.

Замените искусственную конкуренцию естественной, сделайте страну демократической (перестав гнать пургу о неготовности народа к демократии) — и вбивать клин будет некому, не «в кого» и незачем.

А пока получайте то, что сами создали: нет иного способа заставить Дмитрия Медведева изменить самые уродливые черты путинизма, не напоминая ему об этом. Ну, и околовластная челядь, конечно, подсуетится, по совершенно иным причинам: ей надо вбивать клин, чтобы приумножить богатства или хотя бы не лишиться накопленных в прошлую политическую эпоху.

Вот и получается в России новый тип демократии — демократия сбоку.

Текст: Семён Новопрудский
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Владимир Путин