Их не нужно в русском роке

2008 год. Заканчивается еще одно десятилетие без новых имен в русском роке. Кто-то твердит, что он уже четверть века как умер. Кто-то просто ждет хороших новостей. Между тем, над необъятным русским полем экспериментов носятся вороны и гадят на всё то, что было создано лучшими из лучших. По какому праву?

Страшно узок круг тех, кого хотелось бы назвать трепетным словом «музыкант русского рока». То есть того, кто играет уникальный сплав высокой честной поэзии и городской русской мелодики, который зовется настоящим русским роком. И которого нет больше нигде в мире. Только бывший СССР, и точка. Большая часть этих имен обозначена в плей-листе вечернего эфира «Нашего радио». И к ним можно добавить еще немного имен: Умка, «Адаптация», «Оргия праведников», Lumen… Все? Простите, если кого-то забыл, ведь наверняка забыл. Но какой узкий круг – десятка три имен. Многие уже в возрасте.

А вокруг них – хороводы молодых ребят. Играющих что угодно – актуальную музыку, поп-рок, инди. Но никак не русский рок.

«Рок-музыка родилась как новое искусство, как прежде говорили, неформалов, то есть революционной части молодежи. Как эстетический протест. И то, против чего эта музыка выступала, ее и купило. Она умерла», – формулирует для себя Гарик Сукачев.

Приходя на концерты Гарика Сукачева, никак нельзя подумать, что русский рок умер. Всё живет, бурлит и всё честно по-прежнему. Значит, он не умер. Но произошло что-то такое, что музыкант называет «купили», а можно назвать «методом выжженной земли».

Деньги. Коммерциализация.

Так получилось, что аксакалов русского рока эта проблема не взяла. Но воспроизводство прекратилось.

Во время войны США с Вьетнамом американцы распыляли на больших площадях диоксиносодержащее вещество Agent Orange. Помимо прочего, он активно разрушал репродуктивную функцию людей. В чем довольно скоро убедились и несчастные вьетнамцы, и сами американские вояки. У них не могли появляться дети. Кажется, то же самое произошло в России с русским роком.

Последней на подножку мчащегося экспресса вскочила Земфира. Всех последующих накрыл Agent Orange.

Почему это произошло? Несколько тезисов для полноты картинки.

ИЗ МАРГИНАЛОВ В СРЕДНИЙ КЛАСС
Мало сказать, что изменилось время. Нужно конкретизировать, как оно изменилось для самих участников процесса.

Во время зарождения русского рока и позднее, в период его расцвета, рок-музыканты были, по большому счету, маргиналами в окружающей их совковой действительности. Что проявлялось буквально во всём: в отсутствии работы, отсутствии паблисити, асоциальном по мерках автократического советского общества поведении.

Теперь любой музыкант существует в условиях, когда без денег невозможно даже репетировать. Кто-то же должен оплачивать аренду базы. Значит, необходимо работать и быть в социуме, действенным образом разделяя мировоззрение большинства. Но это невозможно для классического русского рока – он всегда отстранен от социума.

Более того, успешные музыканты входят в типичный средний класс общества. Что для английского рока норма, то для русского – смерть.

Значит, их не нужно нам в русском роке.

ИЗ ГНОСТИЦИЗМА В ГЕДОНИЗМ
Гностическое противопоставление духа и материи – чрезвычайно распространенный императив сознания русского рокера. Да и в жизни большинство музыкантов расцвета русского рока были (и многие остаются до сих пор) нестяжателями по своей натуре. Вспомним хотя бы майковскую «Дрянь»:

Но и подруги отвечают музыкантам тем же:
Ты продала мою гитару и купила себе пальто.

К достойным материальным ценностям отнесены: гитары и прочее музыкальное оборудование, сигареты, алкоголь, наркотики. Список закрыт. Все остальное недостойно внимания. И поговорим о духовности.

Нынче всё иначе. «Звезды не ездят в метро», рок-звезды ездят на лимузинах и джипах. И уж совсем не считают нужным отказывать себе в любых удовольствиях даже теоретически. Гедонизм часто в истории сопутствует эпохе упадка. Но даже и безо всякого упадка уже не получится петь честно что-то вроде:

За моей спиной гитара, в кармане пиво и хлеб,
Немного жаль, что теперь не лето,
А у тебя неплохая блок-флейта,
За моей спиной гитара, в твоем кармане пиво и хлеб…

Значит, их не нужно нам в русском роке.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность