Хвост вертит собакой

A long, a long… В далёкой-далёкой Галактике… Звёз... Однако нет, не так. Прямо сейчас, сию минуту… Близко-близко, да можно сказать, и прямо здесь… КАЛИЙНЫЕ ВОЙНЫ! Эпизод хрен-знает-какой. Востроперые аналитики и наблюдатели уже вытащили из арсеналов термин, родившийся десять или даже больше лет назад (а последний раз его использовал Ваш корреспондент примерно семь лет назад, рассказывая о делах минувших лет). Снова «Уралкалий», снова «Сильвинит», мировое господство на калийном рынке и т.п., и борьба будет не на жизнь, а не смерть. А впрочем, уже идёт.

Спецэффектов, понятно, ожидается поменьше, чем у Лукаса, зато судьбы и персонажи – вполне реальны, конкретные, и если, не дай Бог, будет кровь, то настоящая. А сюжет закручивается не менее остро, и напряжение уже растёт, словом, даже самому постороннему зрителю наблюдать действо интересно будет. А, впрочем, и сейчас уже интересно. Может быть, пока, не так захватывающе, как легендарная космическая опера, но уже не менее, чем, скажем, «Ватерлоо» Бондарчука или киноэпопея «Освобождение». И уж всяко занятнее, чем «битва за победу Дмитрия Медведева» или путь к Великой Победе «Единой России» на выборах в Госдуму в их березниковском изложении.

При этом от внимания зрителей скорее всего ускользнёт один немаловажный момент. Ускользнёт независимо от развития сюжета. Во-первых, потому что внешне этот момент кажется незначительным для сюжета – если у персонажа Курской битвы в киноэпопее заклинивает автомат, он перехватывает автомат за ствол и орудует им как дубиной. И зритель доволен, он следит за геройством персонажа, нисколько не задумываясь над такой мелочью, что автомат – всё-таки не дубина, и если его вовремя чистить и смазывать (а не лясы с медсестричками точить), его не заклинит в самую ответственную минуту. Во-вторых, потому что этот момент, фактор, обстоятельство калийных войн просто зрителю не покажут. Да и вообще премьера очередного эпизода калийных войн в Березниках состоится, скорее всего, в жанре закрытого показа.

Причём сама немаловажность (хотя и не великая остросюжетность) этого момента и вообще сам этот момент станут той причиной, по которой его не станут показывать. Как виновник поражения, который пишет мемуары, никогда не назовёт причиной поражения самого себя и свою бездарность, а постарается перечислить просчёты соратников, неадекватные приказы высшего командования, преувеличит силу противника, в конце концов, сошлётся на нелётную погоду, русскую зиму (весну, бездорожье, осень, душу, водку) и т.п. Ваш корреспондент во время оно увлекался чтением мемуаров битых полководцев (германских, французских и белогвардейских) и неудачливых политиков – оно всегда одинаково выглядит. Так несомненно будет и в этот раз. Причём, независимо от завершения эпизода. Ведь и в Советском Союзе, после одержанной Великой Победы, славили победителей и скромно молчали о тех немаловажных моментах, вопреки которым Победа состоялась. Которые едва не привели страну к Великому Поражению. Так и молчали, пока Советский Союз не рухнул (фактически – вследствие тех же моментов). Словом, молчать будут и показывать не станут.

Дело в том, что в очередной эпизод калийных войн один из главных его участников – «Уралкалий» вступает в наиболее слабом своём состоянии, едва ли не безоружным на одном из ключевых направлений. Одним из ключевых, хотя и не замечаемом обычно при политэкономических анализах. Направление это – общественное мнение. Отношение публики, обывателей, народных масс, если угодно – болельщиков, зрителей. Отношение к «Уралкалию», его интересам и намерениям. Деньги, юридическая пруденция, кулуарные договорённости с видными и незавидными политиками – всё это, разумеется, тоже важно и сыграет свою роль в калийных войнах, как играло до сих пор. Общественное мнение в сравнении с этим кажется фактором ничтожным и ни на что не влияющим…

Однако лишь кажется. Если бы было иначе, не стремились бы калийные пеарщики так изолировать березниковцев от любой негативной или мнящейся негативной, или даже любой, исходящей не от пеар-службы, информации об «Уралкалии». Ведь на самом деле общественное мнение, отношение обывателей к корпорации играет значение и имеет роль далеко немаловажную. И не только в период выборов, когда это отношение выражается простым механическим действием вбрасывания бюллетеня в избирательную урну (этот-то вопрос вполне решаемый, как показали Березникам 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года). Немаловажную роль оно играет всегда.

Любой футбол вспомните. На своём поле любой команде легче играть не только потому, что каждая кочка знакома. А и потому, что болельщики – свои. Камнем в монитор пусть бросит тот, кто скажет, что моральная поддержка болельщиков для команды – пустое место. Что отношение местного населения к воюющей армии не сказывается на исходе сражения. И с этой точки зрения «Уралкалий» вступает в очередной эпизод калийных войн… Как минимум при пустых трибунах. Причём пустыми они будут потому, что зазывать болельщиков просто не рискнут. Потому, что высока вероятность того, что реакция «своих», березниковских болельщиков окажется не просто равнодушной, а враждебной. Более того, хорошо если «Уралкалий», вступая в очередную схватку за мировое калийное господство, напоминает просто команду, от которой отвернулись «свои» болельщики, хорошо, если не оккупанта. Земля под ногами не горит, в лицо пока не плюют (потому как против винтовок и танков с голыми руками не попрёшь), но неровён час – конюшню подпалят, толчёного стекла в кашу сыпанут…

А есть ещё один фактор прикладной философии. Позиция государства. Которая во всех предыдущих эпизодах калийных войн имела решающее значение – хоть в виде поддержки одной из сторон, хоть полный нейтралитет. И которая будет иметь решающее значение теперь. Хоть займёт государство нейтральную позицию (и тогда решать будут деньги и юридическая пруденция), хоть примет одну из сторон (и тогда никакая пруденция не поможет).

А государство интересуется общественными настроениями и отношением обывателей. Не так, чтобы очень, конечно, но всё-таки. Так было всегда, при всех царях. Знаменитую Салтычиху, которой советские историки попрекали самодержавие, самодержица Екатерина II судила и в Сибирь сослала. Потому что нечего крестьян на пугачёвщину провоцировать. А нынешний политический режим при всех его недостатках, согласитесь, более демократичен. И более склонен учитывать общественные настроения. В том числе и отношение местного населения к местной корпорации. Будь иначе – не пытались бы калийные пеарщики блокировать любое высказывание березниковцами негативного, мнящегося негативным или даже просто не согласованного с пеар-службой «Уралкалия», пусть самого безобидного, мнения (последний пример – ликвидация «Новой газеты-1», одним из главных недостатков которой было непрямое подчинение её калийному пула).

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


тест на беременность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса