S.T.A.L.K.E.R. Почти

Сегодня исполняется ровно два месяца со дня официального завершения знаменитого на всю страну и Прикамье Березниковского Переселения – расселения жильцов 29 многоквартирных домов, оказавшихся в т.н. «карналлитовой зоне».

Кампания по Переселению была громкой и в чём-то даже скандальной. В этом громе и скандалах тонули редкие вопросы: «А что будет с домами после?» Единственное, что получило относительно широкую известность, это начальные разногласия между федеральными и региональными властями. Одни (федералы) требовали после Переселения дома снести, другие (регионалы и примкнувшие к ним местные власти) предлагали не сносить. А вдруг ещё не треснет, а вдруг не провалится? Ведь тогда большой жилой фонд окажется в распоряжении муниципалитета. «Тогда в Березниках резко сократится очередь на жильё», - ответил в ту пору Андрей Мотовилов на соответствующий вопрос журналиста.

Общественность, правда, высказывала озабоченность. Участники проведённого в октябре 2007 года нашим ресурсом опроса «Что будет с домами после Переселения?» в подавляющем большинстве ответили: «Останутся руины, населённые бомжами». Ответы вроде «Богатые дяди купят и заселят» или «Мэрия разберётся» остались в меньшинстве. Между тем, городские власти заверяли, что Зоне расселения будет обеспечена усиленная охрана милицией и частными охранными структурами (ЧОПы в Березниках активно привлекаются к охране уличного правопорядка). Кстати, кроме городских властей никто ничего по этому поводу не обещал. И ещё один важный момент – при процедуре выкупа расселяемых квартир некоторые переселенцы (особенно из числа зажиточных) интересовались: а могут ли они забрать с собой установленные пластиковые окна, дорогой линолеум, сантехнику и т.д. Ответ был категоричен: «Нет». ЖЭКи даже вывесили на домах соответствующие объявления. Нельзя. Впрочем, это было вполне логично: оценка расселяемых квартир проводилась с учётом ремонтов, словом, за всё заплачено.

После завершения Переселения прошло два месяца.

«Карналлитовая» Зона мало напоминает ландшафт Стругацких или популярной ныне компьютерной игры «по мотивам» - S.T.A.L.K.E.R : Shadow of Chernobyl. Дома как дома, в черте города. Кажущаяся охранительным рвом траншея по улице Тельмана, которая отделяет «безопасную» часть Березников от «прирудничной» территории, - всего лишь коммунальные работы. Да и сама Зона в действительности начинается много дальше рва (если пешком). Мимо этого рва даже проезжают маршрутки – там, в Зоне конечная остановка. «Рудник» или «Площадь Решетова» (кто как привык). Проходная Первого рудоуправления. Того самого.

Однако этот ров и в самом деле отделяет Зону от города. Чисто визуально. С «этой» стороны рва – толпы народа, жизнь, магазины. С «той» стороны – безлюдье. Прохожие – редко-редко. И маршрутки, с «этой» стороны такие будничные и привычные, на «той» стороне кажутся броневиками спецвойск, которые просто замаскированы под гражданские «газели» в целях обеспечения спокойствия мирных граждан. Будто психологический барьер.

Магазины покинуты. Аптека заперта. Бар «24 часа» (он же – «МалИNки) – на замке. Хотя по телевизору крутят гламурную рекламу и, наверное, это просто нам так не повезло. В целом малый бизнес покинул и Зону, и все подступы к ней. Держится одна пивная – «Таверна». Переименоваться в бар «Сталкер» хозяева ещё не додумались, но, наверное, скоро додумаются. Это будет мощный ответ расцветшим в Березниках ночным клубам и дискотекам с их гламуром. А заодно и способом выжить – компенсация предпринимателям за порушенное дело программой Переселения не предусмотрена. Городские власти говорят, что пытаются «решить вопрос» и сетуют на законодательные неразработанности.

Во дворах покинутых домов действительно тоскливо. Ночью – даже жутковато. Слухи о расцветшем мародёрстве явно преувеличены. Пока преувеличены. В том смысле, что в домах ещё много невскрытых подъездов, а в тех подъездах, что уже манят зайти «погреть руки», ещё много невскрытых квартир – те, которые с бронированными дверями и решётками на окнах. Следов мародёрства, впрочем, долго искать не надо. По крайней мере, в жилых домах. Муниципальные учреждения – школа и детские сады радуют нетронутыми сугробами вокруг. Хотя, что там брать? - Нетронутых квартир много.

С двух сторон Зону окружают жилые, населённые или, скорее, нерасселённые дома, поэтому через неё горожане ходят – например, домой с той самой конечной остановки маршруток. Или к остановке. А чего им? Чай, не S.T.A.L.K.E.R, в самом-то деле, кровососа не встретишь. Да и в тёмное время шанс нарваться на пьяную шпану невелик – что им делать, хулиганам-то в покинутом районе? Патруль искать?

Проходя мимо покинутого дома:
- О, гляди, у Зыковых форточка открыта.
- Нет, это не у Зыковых.
- А-а-а… Ну-ну.
Здесь все друг друга знали.

Кстати, в первые дни нового года СМИ – и местные, и пермские начали было обнародовать, сколько зафиксировано случаев разграбления домов в Зоне. И как отрубило. Ну да. К чему? Что вам (нам) скажут эти – официальные – сводки? Кроме того, что, да, разграбляют. Так это и без того понятно. Для консервации, мониторинга и охраны переселённых домов было выделено из бюджета 23 миллиона рублей.

В Зоне живёт человек. Роланди Бекаури. Он не согласился со стоимостью его квартиры, определённой нанятыми муниципалитем оценщиком, и подал в суд, основываясь на независимой оценке. В последний день Переселения выселяться и переезжать в предоставленное муниципалитетом жильё отказался – не устроило отсутствие элементарных бытовых удобств. От него отстали. В березниковском суде Бекаури проиграл. Говорит, что положенные деньги за квартиру поступили, сейчас он подал на индексацию, а потом обжалует решение суда.
- Так и живу, - говорит невыселенец. – Реагирую на все шаги в подъезде. Гоняю. Сейчас – реже, а в первые-то дни часто было. На милицию надежду нет.

Во дворе того же дома, кстати, находится здание ЧОП «Шериф» (а далее, за стеной – Первое рудоуправление). У этого, оснащённого камерами наружного наблюдения, здания, по рассказам, оставляет на ночь на стоянку свою машину Глава города Андрей Мотовилов.
- Толку от них, - говорит Бекаури. – Домофон сняли, я выскочил – машина отъезжает. Пришёл к «шерифам», они только смеются. А чего, говорят, сидишь здесь, не выезжаешь?

Коммунальные блага – свет, тепло, вода – в невыселенную квартиру поступают исправно. Только газ отрезали. Зато и квиточки по квартплате не приносят. Фотографироваться невыселенец отказался. Разница, за которую судится, составляет около 200 тысяч рублей.

При возвращении из Зоны (назад, к людям, к шуму городскому, к цивилизации) занимательная сцена: в том же направлении быстро движется парочка просто, по-рабочему одетых мужчин. Тащат полотняный мешок, в котором что-то увесистое и тяжёлое – тащат попеременно, с остановками. Эге, не эта ли парочка была замечена примерно час назад в районе выселенных домов? Точно, она. Только час назад никакого такого мешка с ними не было.

Хотя, кто их знает. Может и не сталкеры.

Управление по связям с общественностью администрации г.Березники:По поводу обеспечения сохранности расселенных домов, администрацией города сделано всё, что позволяют возможности городского бюджета. К сожалению, согласно утверждённому плану работ по ликвидации последствий аварии, в вопросе обеспечения безопасности на отселёенной территории не задействованы федеральные и краевые ресурсы.

Текст: Андрей Лучников
Фото: Ирина Ковбасюк

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Переселение