Подключение с локальным исходом

Жить в современном городе без интернета могут себе позволить либо те, кому он совсем не нужен, либо те, кто им пресытился. Все остальные проходят через увлекательный аттракцион "найди себе подключение" и получают весьма разные результаты. Особенно те, кто отважился попытать счастья у местных провайдеров.

СЕТИ НОВЫЕ, КЛЕНОВЫЕ, РЕШЕТЧАТЫЕ
В то время как акулы интернет-рынка наподобие "СТРИМа" и "Корбины" сообщают о своих услугах растяжками через Новый Арбат и разворотами в глянцевых журналах, небольшие фирмы, ограничившие свою деятельность масштабом от района до административного округа, дают о себе знать объявлениями на подъездной двери, лестничной клетке и лифте. Их текст гласит примерно одно и то же: дом подключен к высокоскоростному интернету, стоит позвонить по указанному телефону – и специально обученные люди за короткий срок подсоединят вашу квартиру к общему каналу. Нехитрый трюк, но часто срабатывает: неоднократно обжегшийся на массовой рекламе, современный потребитель с большей готовностью поверит в искренность компании, повесившей на информационную доску в парадном невзрачный листок бумаги со старомодными отрывными купонами.

Однако вовсе не факт, что желанное слияние с ресурсами мировой паутины произойдет быстро и безболезненно. Строго говоря, каждый, кто решился на взаимодействие с местными провайдерами, вступает в зону повышенных рисков. Если б ситуация, существующая на рынке локального интернета, вдруг возникла, например, с продуктовыми магазинами, несчастному покупателю пришлось бы методом небезопасных для здоровья проб и ошибок искать гастроном, едой из которого можно если не насытиться, то хотя бы не отравиться.

С виду от района к району картинка примерно одинакова. Поставщики обещают широкополосный доступ, хорошую скорость, локальную сеть, набитую музыкой, фильмами и прочим мультимедийным барахлом, бесперебойную работу и, если вдруг что случится, круглосуточную поддержку.

Набор услуг практически не изменился с 2000 года. Тогда у местных провайдеров случился своеобразный "золотой век": они были единственной вразумительной альтернативой медленному dial-up-соединению, поэтому диктовали свои цены (нередко заоблачные) и могли позволить себе не самое нежное отношение к клиенту. Затраты на развертывание локальной сети окупались меньше чем за полгода, поэтому вскоре в каждом районе образовалось как минимум по одной конторе (а то и по две), поставляющей интернет по оптоволокну зажиточным гражданам и мелкому и среднему бизнесу.

С разработкой и внедрением ADSL-соединения в 2003-2004 годах легкая жизнь у таких фирм кончилась. Переход пользователей к конкурентам, вступившим в сговор с телефонным монополистом, принял характер массового бегства, прибыли упали, и перед небольшими провайдерами встал насущный вопрос о том, как выжить в клетке с тиграми. Удивительным образом ответы на него оказались диаметрально противоположными. Одним удалось найти эффективное решение, выгодное как им самим, так и их клиентам. Другие же потеряли голову и сделались совершенно неадекватными.

ETHERNET-ПЛОХИШИ
Именно из-за последней категории провайдеров среди активных пользователей домашнего интернета сформировалось устойчивое мнение, что с локальными поставщиками лучше вообще не иметь дела. В негласном черном списке на порядок больше названий, чем хотелось бы, и все фигуранты не сговариваясь демонстрируют похожий набор симптомов.

Начинать приходится прямо со скорости соединения. Локальная сеть района Бибирево LiaNet.ru, взятая для примера совершенно наобум, при заявленных 100 Мбит/сек. стабильно выдает не более 1 Мбит/сек., а при работе с зарубежными ресурсами скорость опускается до 300 кбит/сек. И это как бы в порядке вещей у большинства провайдеров -- когда обращаешься с возмущенным вопросом в техподдержку, следует ответ, что пропускная способность локальной сети напрямую зависит от нагрузки на нее. Так что в часы пик -- по вечерам, когда в ней висит больше всего пользователей,-- на быстрый интернет можно даже не надеяться. Причиной этого чаще всего является отсталость технопарка: потеряв в борьбе с ADSL-операторами прежнюю клиентуру и заработки, многие компании, вместо того чтобы любым способом найти средства на улучшение технической базы и таким образом добиться решающего преимущества над конкурентами, предпочли начать экономить. Причем не только на материалах, используя вместо дорогого профессионального оборудования "бытовые" аналоги, не выдерживающие необходимой нагрузки, но и на самом монтаже сетей. Притчей во языцех стали спутанные клубки кабелей в подвалах и на чердаках жилых домов, висящие в воздухе свитчи-переключатели, открытые всем ветрам ящики с роутерами, откуда последние регулярно уворовывают.

Неудовлетворительное состояние техники виновато и в крайне нестабильной работе большинства локальных сетей. Грозовым летом 2006-го пользователи Koptevo.net регулярно оказывались отключенными от интернета: молнии каждую грозу что-нибудь обязательно пережигали в коммуникациях провайдера. Любая авария требовала как минимум полусуток ремонта, а если поломка случалась в пятницу вечером, то можно было с уверенностью заявить, что до обеда понедельника интернет не появится.

Понятно, что такие истории в большом количестве можно рассказать о каждой конторе, проигнорировавшей необходимость обновить оборудование. Некоторые, осознавая свою главную беду, стараются компенсировать ее оперативной и качественной технической поддержкой. Так, от останкинской сети OSTnet.ru у пользователей остаются в целом приятные ощущения именно потому, что до ее службы поддержки легко дозвониться и, если что-то ломается, с починкой она не медлит. У других же сплошь и рядом наблюдается картина, когда в ответ на сообщение о поломке девушка-оператор мямлит в трубку: "Ну да, у нас небольшие проблемы возникли -- завтра, наверное, заработает". А если дело, не дай бог, доходит до вызова ремонтников, то на пороге появляются сильно нервничающие десятиклассники, которые зачастую понимают в сетях даже меньше, чем пригласивший их пользователь. Это явление получило неофициальное название "пионерский", либо "школьный", саппорт. Наряду с низкой скоростью и ненадежностью работы он служит важнейшим признаком того, что с провайдером нужно как можно скорее расставаться -- в целях экономии средств и нервных клеток.

Что же касается внутренних сетевых ресурсов, где можно разжиться новинками музыки, кино, софта и игр (по большей части сугубо пиратскими), то они не в состоянии уравновесить технический брак и плохой сервис. А чаще они только усугубляют ситуацию, поскольку служат настоящим питомником разнообразных компьютерных вирусов. Провайдеры вывешивают на свои сайты призывы пользоваться антивирусными программами, но помогает это примерно в той же степени, что и антиалкогольная агитация в местах массовых гуляний: истории о том, как притащенный из локальной сети "троян" в одно прекрасное утро стер содержимое жесткого диска ничего не подозревающего юзера, рассказываются с завидным постоянством.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс