В нашем театре новый фанатик

В Березниковском драматическом театре - событие! На смену прежнему художественному руководителю труппы Владимиру Хрущеву, ныне возглавившему театр в Улан-Уде, прибыл молодой, но уже довольно опытный режиссер Эдуард Шахов.

Эдуард Захарович, вы впервые в нашем городе, каковы ваши поверхностные впечатления от города и березниковского театра?
- Мне всё понравилось: и город, и театр. Условия здесь вполне приличные. Не скажу, что до этого много слышал о Березниках. Но частенько читал заметки о спектаклях и премьерах, проходивших в этом театре, в журнале «Страстной бульвар» - это журнал Союза театральных деятелей. Правда вживую до сего момента ни одного спектакля не видел.

А как вам труппа?
- Мы познакомились, и могу сказать, что труппа хорошая, такие же отзывы я получил и от прежнего режиссера Владимира Хрущева. В работе я актеров еще не видел, но посмотрел на их лица - они замечательные: светлые, добрые и, по-моему, все они настроены на работу.

Что будет с уже наработанным репертуаром? Что мы увидим в плане ваших драматургических пристрастий?
- Тот репертуар, который уже есть, пока менять не будем. Ничего революционного на первых порах я не планирую, поскольку любая резкая ломка ни к чему хорошему не ведет. Конечно, я буду отсматривать все спектакли, и если станет понятно, что какие-то постановки себя изжили, будет приниматься соответствующее решение. Работа, по сути, только началась. Вот сейчас начинаем репетировать «Сад без земли», делаем ввод новой актрисы. Возможно, этот спектакль поедет на фестиваль в городе Верхний Уфалей, который пройдет в октябре-ноябре. Заявка уже отправлена, и сейчас нам нужно серьезно готовиться. Что же касается моих пристрастий, то, конечно, как у всякого режиссера, у меня есть круг пьес, которые бы мне очень хотелось поставить. Например, сейчас я читаю пьесу чешского автора «Странный день доктора Звонака Бурки». Она крайне сложная, и в то же время безумно интересная, такой сплав безумной эксцентрики и театра абсурда. Сделать эту постановку - моя мечта, но мечта на будущее. Если это случиться, это будет фестивальный проект, поскольку это не совсем обычный бытовой спектакль.

На ближайшую перспективу я планирую обратить внимание на простого зрителя, об этом же мы разговаривали с мэром. Нужно привлечь зрителя в театр, сделать так, чтобы зал не пустовал. Поэтому первая постановка, и не исключено, что это будет серия постановок, будут адресованы именно широкому кругу зрителей. Это любимые публикой жанры: комедия, мелодрама. Простые истории, которые любят все и везде. Первое, что мы планируем ставить, комедия французского автора «Мою жену зовут Морис». Как во всех французских комедиях, там нет ничего занудного и заумного, зато очень много забавных житейских коллизий, которые я думаю, понравятся и публике, и актерам. Это очень веселая история. На мой взгляд, в сегодняшнем репертуаре театра этого не хватает. Одна из последних работ - Достоевский – серьезный сложный материал, «Сад без земли» - тоже довольно сложная и серьезная драма. Надо немного выровнять ситуацию. А еще мы обязательно будем делать спектакли для молодежи и детей. Работать на просветительском уровне, обязательно что-нибудь поставим из школьной программы. Мы это тоже с главой города обсуждали.

Как вы относитесь к критике вашего творчества?
- Вы знаете, я к критике отношусь очень хорошо. Конечно, меня критиковали, и даже били. Но в моей театральной жизни была поистине уникальная ситуация. Я поставил спектакль по мотивам пьесы «Семейный портрет с посторонним», на ее основе мы с нашим художником сделали фантасмагорию о России. Тогда мы были сумасшедше молодые режиссеры, я шутил, что второго такого спектакля не будет никогда. Творили днем и ночью, и наконец, премьера на одном из театральных фестивалей. Это был настолько непривычный для провинциального театра спектакль, что зрители просто уходили из зала. А вот критики настолько поняли этот спектакль, настолько его хорошо разобрали, что в итоге он был признан лучшим на фестивале. Более того, они нам рассказали столько интересного о нашем спектакле, о чём мы, создавая его, даже не думали. И это оказалось абсолютно точно. В то же время, я встретился с еще одной критикессой, которая, обсуждая этот спектакль, возмущалась, в частности, тем, что мы в спектакле использовали красное знамя, шлем танкиста, военных времен. Она посчитала это чем-то кощунственным по отношении к Советской армии. Представляете, какими категориями она осмысливала этот спектакль? Категориями не искусства, а какой-то политики. Есть, к сожалению, такие критики, которые, не понимая художественного замысла, зацикливаются на деталях, опять- таки не понимая их роли. И вот этого я не люблю.

А где вы работали до приезда в Березники?
- Сам я из Уфы. Закончил Академию искусств в этом городе, стажировался в Москве в театре-школе современной драмы Анатолия Васильева, который сейчас, к сожалению, эмигрировал из России. Жаль, потому что это гениальный художник, в мире такой один, не только в России. Четыре года проработал в Оренбургском областном театре драмы им. М.Горького в качестве режиссера, параллельно преподавал на актёрском курсе. После этого пригласили в город Салават в Башкирии, где три года служил главным режиссером. А потом стал свободным художником, ставил спектакли в Стерлитамаке, в Казани – в Татарском академическом театре. Собирался ставить в Уфе, и вот - поступило предложение из Березников.

А что вам ближе, быть свободным художником или находиться «при должности»?
- И там, и там есть свои плюсы и минусы. «При должности» есть элемент стабильности, порядка, уверенности. У свободного художника нет груза ответственности, скажем, за коллектив, за хозяйство, за ведение дел...

Какой из столичных театров вам ближе всего?
- Мастерская Петра Фоменко.

А вне театральной деятельности, что вас занимает?
- В принципе можно сказать, что кроме театра у меня иных интересов нет. Даже когда я читаю, слушаю музыку, то всегда думаю, каким образом это можно применить в театре. Были времена, когда и личной жизни не было. В Оренбурге, например, я жил в театре, там был гостиничный номер, я из театра практически не выходил: утром репетиция с актерами, днем – со студентами, вечером – снова с актерами. И так целыми неделями. Иногда с удивление обнаруживал, что наступила весна или, скажем, лето. Я фанатично предан своей работе. Сейчас, когда появился ребенок, я стал больше обращать внимания на жизнь. Но здесь, в Березниках, всё же больше буду заниматься театром. Потому что, во-первых, этого требует ситуация, во-вторых, у меня здесь нет знакомых, ходить мне некуда, так что работа - прежде всего.

В нашем городе есть актерское отделение при музыкальном училище. Нет ли у вас планов преподавать там по примеру вашего предшественника?
- Такие планы есть. У них сейчас есть третий курс, но там руководит курсом наш актер Анатолий Бутор. Если будут новые наборы, естественно, я буду честно принимать в этом участие, тем более что опыт у меня есть. Мои оренбургские студенты в 2004 году, единственные представляли Россию на международном фестивале театральных школ в Братиславе. У нас был спектакль по рассказам Шукшина и с этим спектаклем мы там успешно выступали.

Текст: Галина Гусева, Новая газета-1
Фото: Игорь Фалько

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский драматический театр