Алмазы с возу

Алмазы с возу Дмитрий Рыболовлев не только сделал сразу несколько заявлений (если угодно – признаний) относительно своих планов, которые смело можно назвать историческими, если не эпохальными для березниковской современности и отечественной промышленности в частности, и мировой экономики вообще, но и немедленно приступил к их (планов) реализации. Даже скорее так: сообщил о том, что есть некоторые планы и уже реализуются другие некоторые планы, и приступил к заверщающей стадии реализации ещё некоторых планов.

Во-первых, «Уралкалий» не будет развивать свой алмазный проект.

Во-вторых, «Уралкалий» испытывает «временные сложности со сбытом» и относительно слабые показатели по итогам первого квартала 2006 года.

В-третьих, Дмитрий Рыболовлев в настоящее время вкладывает значительные суммы в развитие биотехнологий.

В-четвёртых, акции «Уралкалия» будут «размещены на одной из западных бирж».

В-пятых, объявлено о проведении внеочередного (немедленно, сразу же после завершения очередного) собрания акционеров «Уралкалия».

В-пятых, появились будоражащие слухи, что...

Впрочем, слухи – явление вечное, тем более, слухи про «Уралкалий», тем более, что слухи про «Уралкалий» почему-то никак не желают не то чтобы кореллироваться, а даже соотноситься с распространяемой по официальным каналам информацией, и порой даже самому вдумчивому и очень осведомлённому наблюдателю затруднительно определить, какое действие/бездействие, калийного гиганта/менеджеров калийного гиганта/исполнителей приказов менеджеров калийного гиганта/конкурентов и партнёров калийного гиганта/и т.д., какое слово/молчание имярек чем отозвалось в умах несведущих в высокой моде... пардон, тонкостях большой экономики обывателей. Как говорится, не всякий портной – Милко, но каждый каменщик – зодчий.

Тут следует отметить, что Дмитрий Рыболовлев – в отличие от многих наших современников – прекрасно знает себестоимость своего (именно своего) слова и времени. И говорит то и тогда, что и когда считает нужным сказать, чтобы то и тогда было услышано. Ретроспектива публикаций о Дмитрии Рыболовлеве и прямой речи Дмитрия Рыболовлева – тому свидетельство.

Имеет, между прочим, полное право. Впрочем, это право принадлежит, согласитесь, любому с рождения, но почему-то не всяк умеет/желает этим правом грамотно пользоваться. Впрочем, не всяк и прошёл те университеты, в которых Дмитрий Рыболовлев осознал и отстоял это право. Право говорить, повторю, то и тогда, что и когда хочет сказать.

В частности, насчёт тех же алмазов:
“Мы присматривались к различным сырьевым отраслям, за исключением нефти и газа. Был, в частности, пилотный проект по добыче алмазов в Пермской области. Это интересный, но очень сложный бизнес. Сейчас, когда мы закончили геологоразведку на наших участках, можно говорить, что основательного входа в эту отрасль с нашей стороны не будет. Запасы есть, их можно разрабатывать. Но сегодня нам не хотелось бы отвлекать на их освоение ресурсы, занятые в основном бизнесе”.
Тем не менее в Швейцарии, отмечает интернет-издание “Пермские соседи”, уже довольно долго работает его компания по разработке биотехнологий, в частности, отчасти на неё он потратил выплаченные за прошлый год рекордные дивиденды ОАО "Уралкалий":
“Вложился в биотехнологии. Речь идет об иммунологии, работе с антителами. В Швейцарии это направление хорошо развито. С учетом образования (по образованию, напомним, Дмитрий Рыболовлев – медик. "ИнГа") мне это интересно с эстетической точки зрения. А с точки зрения бизнеса в этой отрасли, как мне кажется, должен произойти взрыв. Если информационные технологии уже изменили жизнь до неузнаваемости, то биотехнологии в ближайшие 10-20 лет должны изменить её ещё больше”.
- Этот бизнес вы начали с нуля?
- “Да. Организовал новую компанию, пригласил специалистов, учёных. Занимаемся этой темой и в России, изучаем отечественный опыт, присматриваемся. Я считаю, что, для того чтобы войти в новый сектор по-крупному, нужно начинать с нуля. Пройти весь цикл. На это уйдет 8-10 лет. Конечно, это крайне рискованное мероприятие, но в случае удачи очень и очень прибыльное. Сырьевые компании создавались столетиями, и сейчас их капитализация — сотни миллиардов. В биотехнологиях есть пара компаний, которые были созданы около 20 лет назад, а стоят ненамного меньше нефтяных”.

Следует отметить, что “Пермские соседи” совсем не относятся к числу лояльных «Уралкалию» вообще, и Дмитрий Рыболовлеву в частности, изданий, а очень даже наоборот откровенно симпатизируют не очень, мягко говоря, дружественному березниковским калийщикам и лично Дмитрию Рыблоловлеву «Сильвиниту» (т.н. калийные войны с участием «Уралкалия» и «Сильвинита» уже больше десятка лет считаются общим местом в экономической прессе, их и обсуждать-то неинтересно).

Стоит также заметить, что об алмазном проекте «Уралкалия» в прессе говорилось в последние годы (не месяцы!) довольно много, но не особо активно, без помпы и широкообещательных заявлений. Косвенно, конечно, можно предположить, что с этим проектом было связано немало действий «Уралкалия» в скрытой от невооружённого глаза экономической сфере и в открытой любому миопийному взгляду сфере политической. В частности, не откровенное, но ощутимое противостояние «Уралкалия» депутату Государственной Думы от Березников (теперь – бывшему) Валентину Степанкову наверное имело в основании не только взаимную идеалистическую неприязнь бывшего подозреваемого в заказе убийства и бывшего генерального прокурора, а могло иметь и вполне практические резоны – Валентин Степанков энное время назад имел причастность к проектам всемирно признанного монополиста алмазодобычи – компании «Де Бирс», и это тоже освещалось прессой. Но, заметим, практически без прямых высказываний самого Дмитрия Рыбловлева (в том числе и в адрес Валентина Степанкова. В отличие, кстати, от самого Валентина Степанкова).

В одной из частных бесед с журналистом Дмитрий Рыболовлев, впрочем, с определённой долей воодушевления говорил о первых результатах алмазной разведки – в том смысле, что алмазы здесь будут получше якутских (что, кстати, нашло полное подтверждение уже в этом году, Ваш корреспондент слышал восторженные отзывы представителей «Уралалмаза» о перспективах разработки Александровского месторождения). Но на вопрос, когда можно будет побеседовать об этом не частным порядком, а по полной программе для печати, Дмитрий Рыболовлев ответил: «Когда придёт время»

Время, можно догадаться, пришло. Сказал.

Любопытно, что упомянутые “Пермские соседи” трактуют слова Дмитрия Рыбловлева как намерение свернуть всю работу по геологоразведке и добыче алмазов в Прикамье. «Близкие к...» источники «Иной газеты» склонны предлагать другую версию: не стопроцентный и моментальный отказ от участия в алмазном бизнесе, а скорее замораживание участия на имеющейся стадии и передача роли коренника вишерской алмазной компании. «Уралкалий», напомним, провёл весь соответствующий ранее полученной лицензии цикл предварительных изысканий (причём на год раньше срока). Для продолжения работ требуется получение другой лицензии и, естественно, новые вложения, а тут как раз вишерские алмазодобытчики весьма заинтересованы в расширении ареала своей деятельности, а «Уралкалий» очень кстати обладает развитой геологоразведочной базой на Александровском месторождении... Словом, пусть специалисты специализируются. Произойдёт ли в дальнейшем передача вишерцам александровской базы – не обязательно и не исключено. Как говорят у нас на Молдаванке, се ля бузинес, ничего особенного.

Интереснее, что там с внеочередным собранием. Которое, кстати, должно будет проводиться в форме заочного голосования. Напомним, что опыт такого, внеочередного и заочного собрания «Уралкалий» имеет и очень недавний – когда экономическую публику встряхнул поставленный на заочное голосование вопрос о преобразовании ОАО «Уралкалий» в ООО «Уралкалий». Шла ли тогда вокруг «Уралкалия» и прав собственности на него подковёрная борьба за высокими, очень высокими кулисами (стоит напомнить, что Дмитрий Рыбловлев уже имел опыт посягательств на калийный куш со стороны... скажем так, отдельных представителей горячо любимого государства. А времечко было, прямо скажем, весьма горячее – как раз Ходорковский с Кремлём бодался.), борьба именно подковёрная – явных угроз «Уралкалию» не просматривалось ниоткуда; был ли это опыт воздействия на фондовый рынок (акции «Уралкалия» на российских биржах на некоторое время подешевели. При этом скупка подешевевших акций для «группы Рыбловлева» не представляла практического интереса.)... Во всяком случае, прямых комментариев Дмитрия Рыбловлева на сей счёт не последовало, а произошло так, как предсказывала в тот момент «Городская газета» (см. в архиве) – основной акционер просто проголосовал против преобразования «Уралкалия» из акционерного общества в ограниченно-ответственное.

Сейчас Дмитрий Рыбловлев не то, чтобы прокомментировал сообщение о внеочередном собрании, но, что и почему, дал понять совершенно чётко – акции «Уралкалия» будут выставлены на торги «на одной из западных бирж». На какой именно торговой площадке и когда именно будут акции торговаться (если угодно: «размещены») – не сказал, наши «близкие к...» источники утверждают, что вероятнее всего – в Лондоне. Впрочем, местонахождение западной торговой площадки, пожалуй, для обывателя не принципиально.

Для того, собственно, и проводится внеочередное акционерное собрание. Для соблюдения прав акционеров. Заголовок собрания так и звучит: Об одобрении крупной сделки, которая одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, - договора об андеррайтинге. Ну, ежу ж понятно: размещение волей Дмитрий Рыбловлева иже с ним акций «на одной из западных бирж» может повлиять не только на благосостояние Дмитрия Рыбловлева иже с ним, но и на благосостояние миноритарных акционеров. А миноритарные акционеры, дай только повод, вполне могут доставить контрольно-пакетному собственнику неминоритарные проблемы – судебные мытарства корпорации ВСМПО-АВИСМА, «Сильвинита» да и самого «Уралкалия» также не раз и не два освещались прессой всех, от стенгазет до транснациональных журналов уровней. Достаточно только подозрения в том, что из-за сделки, совершённой основным собственником, уменьшилась доля миноритария – готов многолетний судебный процесс. А конкуренты не дремлют и миноритарные иски – распространённый способ выматывания противника в этом жёстком бузинесе.

Словом, с 11 июля (вот, кстати, вам первый срок), согласно сообщению “Соль земли”, акционеры, имеющие право знакомиться с необходимыми документами, могут с ними познакомиться. Бюллетени для заочного голосования закончат принимать 1 августа (вот, кстати, вам и второй срок). Результат голосования, кстати, можно предсказать заранее – Дмитрий Рыболовлев иже с ним контролирует, по подсчётам специалистов, примерно 80% акций «Уралкалия», как решит, так и будет. Акционеры, которые проголосуют против или не примут участие в голосовании, могут потребовать у «Уралкалия» выкупить их акции. «Уралкалий» будет их выкупать по 34 рубля за акцию (обыкновенную именную) в течение 30 дней (вот вам, кстати, и третий срок) после заявления требования о выкупе. При этом, согласно законодательству, на выкуп акций может быть направлено не более 10% стоимости чистых активов «Уралкалия». Если же предъявленных к выкупу акций будет больше, то деньги на выкуп будут делиться пропорционально (грубо говоря: цена покупки снизится).

Тут уместно будет упомянуть о небольшом казусе. Очередное годовое собрание акционеров «Уралкалия» прошло, что называется, по заранее намеченному плану с заранее известным результатом: утвердить, избрать и т.д. И в тот же день, 16 июня вновь избранный Совет директоров назначил внеочередное собрание акционеров – Дмитрий Рыболовлев, повторю, приступил к реализации плана. На следующий день, 17 июня о нём объявила корпоративная газета березниковских калийщиков “Соль земли”. До официального опубликования, кстати, итогов очередного собрания. Опередив, кстати, официальный релиз славной своей оперативностью пресс-службы «Уралкалия» об итогах очередного собрания. Кстати, о целях внеочередного собрания соответствующего релиза пока не последовало. Нет-нет, пусть уважаемый читатель не ищет нарушений законодательства или иных подвохов – таковых просто нет, да и быть не может, казус имеет просто технические причины.

Правда, казус неудачно совпал с другим обстоятельством – незамедлительная реализация плана (о котором, повторю, Дмитрий Рыболовлев счёл нужным сказать) привела к непониманию в среде березниковских миноритариев. А именно – калийные акционеры, получая формальные уведомления о собрании и бланки для голосования без необходимых пояснений, с присущей в таких случаях агитаторам и пропагандистам – разносчикам уведомлений таинственностью, начали недоумевать и, как водится, подозревать. Не утерплю: согласно одной из обывательских версий на торги будет выставлено более 30% калийных акций (Дмитрий Рыболовлев говорил о 10%) и... Словом, как бы чего не вышло дурного.

Это при том, что живущих исключительно на доходы от калийных акций березниковцев, пожалуй, что и нет (если кому и грозит серьёзное разорение вследствие неудачных биржевых игр, так только Дмитрию Рыболовлеву). И при том, что не лояльные и никак не зависимые от «Уралкалия», а соответственно, непредвзятые специалисты фондового рынка (в частности, ИК «ФИНАМ» или Банка Москвы) вполне положительно оценивают намерение торговаться на Западе. Кстати, это, можно предположить, является одной из причин, по которой об этом намерении Дмитрия Рыболовлева промолчали упомянутые и откровенно не лояльные «Уралкалию» “Пермские соседи”, традиционно реагирующие чуть ли не на каждый чих калийных топ-менеджеров...

Впрочем, казус казус и есть. А вообще:
По рыночным коэффициентам акции «Уралкалия» торгуются заметно дороже других крупнейших компаний отрасли минеральных удобрений, однако, несмотря на это по-прежнему отстают от своих зарубежных аналогов, например, крупнейшего мирового производителя калийных удобрений Potash Corporation.

Специалисты ожидают, что, несмотря на временные сложности компании с реализацией продукции в текущем году и слабые результаты по итогам 1 квартала 2006 г., рынок позитивно расценит размещение компании. «Уралкалий» является лидером российского сектора и одним из крупнейших мировых производителей калия и характеризуется высокими производственными показателями: рентабельность по в 2005 году составляла 51,3% при аналогичном коэффициенте Potash Corporation 35%, операционная рентабельность 49,7%, чистая рентабельность 37%.

Общая стоимость выставленных на торги акций, по оценкам аналитиков, может составить примерно $300 миллионов без учёта рыночной премии.
Более того, специалисты ожидают, что в результате могут вырасти акции и «Сильвинита», «который торгуется заметно дешевле своего конкурента».

А вы говорите, алмазы... Алмазы с возу – акции на биржу.

Текст: Андрей Лучников
Публикуется впервые

Фото из архива редакции
Генеральный директор «Сильвинита» Пётр Кондрашёв (на фото) может рассчитывать на то, что «Уралкалий» поднимет и соликамские акции

Наши партнёры:
ИА «Верхнекамье»
ИА «Новый Регион»
«КомпаньОnline»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Дмитрий Рыболовлев