Взяток они не берут

Накануне Дня работника ГИБДД (3 июля) корреспондент «Городской газеты» взял интервью у образцового гаишника.

Инспектор ДПС ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» старший лейтенант полиции Дмитрий Шмидке из числа тех гаишников, с которыми приятно общаться. Абсолютная противоположность стереотипам, составляющим для большинства образ сотрудника дорожно-патрульной службы. Дмитрий молод, ему 28 лет. Открыт для общения, охотно отвечает на все, даже самые каверзные вопросы. Любит своё дело. Подтянут. Неравнодушен к любым проявлениям халатности, разгильдяйства, корысти. Искренне хочет, чтобы в структуре органов правопорядка произошли позитивные изменения и люди в погонах вернули себе потерянный авторитет.

Словом, мне показалось, что таким и должен быть современный полицейский: интеллигентным, доброжелательным, отзывчивым.

– Дмитрий Валентинович, вы в ГАИ пошли, чтобы с аварийностью на дорогах бороться?
– Мне всегда нравилась форма, звёзды на погонах. Это привлекает внимание, обязывает делать что-то хорошее. Ведь носить погоны – это честь, не каждому это дано. Мне приятно носить погоны офицера. На мой выбор стать сотрудником полиции повлияла и моя мама, которая всю свою трудовую деятельность посвятила работе в службе участковых. Кроме этого, я рано начал водить автомобиль и имею все категории по вождению автомототранспорта, кроме категории «А». Так что после службы в армии поступил на работу в Госавтоинспекцию. Перед тем как стать инспектором, я прошёл стажировку. Уже там с нами работали психологи, которые давали рекомендации, как поступать в той или иной ситуации. После обучения стал инспектором ДПС. И в дождь, и в снег, и в слякоть стою на дорогах, регулирую движение, оформляю ДТП, участвую в планах-перехватах, задержании особо опасных преступников.

– А что тут интересного?
– На дороге ты общаешься с людьми. Разные типы, разные ситуации. Приходится и психологом быть, и силу, если надо, применить.

– Погони часто случаются?
– Бывает, как же без этого. Вот, например, стоя на посту, мы с напарником заметили автомобиль, виляющий на дороге. Мы попытались его остановить, но автомобилист продолжил движение, увеличив скорость. Началась погоня. Автомобиль пытался скрыться. Нам пришлось сделать предупредительный выстрел, но и после него водитель не остановился. Когда мы всё-таки блокировали дальнейшее продвижение нарушителя, стало ясно, что водитель пьян, а самое удивительное, что в его машине во время погони находилась жена с тремя детьми. Выходит, что, удирая от полиции, водитель рисковал не только самим собой, но и своими близкими.

В последнее время молодёжь удирает, думая, что ничего не будет за это, хотят уйти от ответственности. Но нарушителя мы задерживаем и за неподчинение инспектору составляем административный протокол, направляем дело в суд. Но есть и другая сторона: нарушитель не думает, что когда убегает, может сбить человека. И тогда шалость обернётся трагедией.

– Бывали ли в вашей практике случаи, когда вы за серьёзное нарушение (ну там двойная сплошная, встречка или пьяный за рулём) отпускали человека, ни штраф не выписывая, ни номер машины не снимая?
– Да нет, такого не было. Нарушителей на дорогах год от года не становится меньше, а если ещё и инспекторы будут делать поблажки нарушителям, то это не приведёт ни к чему хорошему.

– Дмитрий Валентинович, вы знаете, что вашего брата, мягко говоря, не любят в народе? Считают, что толку от вас мало, а вреда много. От пробок вы нас не спасаете, поборами занимаетесь, настроение водителям портите…
– Знаю. Но никто у нас поборами не занимается и тем более настроение водителям не портит. Я понимаю, что для водителей это какой-то стресс, когда его вдруг останавливает инспектор дорожного движения. Но все наши действия регламентируются в рамках закона. За то, что водитель превысил скорость или проехал на красный свет, а может, даже прокатился по встречной полосе, его останавливает инспектор. И это обычная практика.

– Давайте возьмём такой случай. Допустим, я нарушил правила ПДД, но при этом не создал никакой аварийной ситуации, не поставил под угрозу жизнь или здоровье людей, не пытался скрыться. При общении с вашими орлами был вежлив, извинился, пообещал впредь не нарушать. Я вас уверяю, в любой другой стране мира подобная ситуация разрешилась бы однозначно: полицейский, проверив документы, ограничился бы замечанием и пожеланием быть внимательнее. Однако ваши инспекторы будут полчаса составлять протокол, чтобы меня наказать. Формально они правы. А по существу – нет. Ведь они прекрасно видели, что имеют дело не со злостным нарушителем, а с вполне добропорядочным гражданином.
– Во-первых, в нашем кодексе об административной ответственности не предусмотрены устные замечания. Во-вторых, вполне может быть, что за нашим инспектором, который пожалеет нарушителя, будет наблюдать какой-нибудь ушлый блоггер, и впоследствии он же обвинит доброго сотрудника в получении взятки. А за непринятие мер административной ответственности инспектор будет наказан.

– Может быть, такая ретивость ваших сотрудников объясняется тем, что они стараются выполнить некий спускаемый сверху план по количеству составленных протоколов?
– Такого плана не существует.

– Допустим. Но вот, к примеру, возвращаются с дежурства два экипажа ДПС, у одного пять составленных протоколов, а у другого 10. Естественно, выходит, что второй экипаж работал результативнее первого?
– Главный критерий в оценке работы сотрудника ДПС не количество оформленных протоколов, а безопасность и безаварийность на том участке дороги, где инспектор несёт дежурство.

– Кстати, сколько в сутки бывает зафиксированных и оформленных дорожно-транспортных происшествий на территории города?
– В среднем 20-26. Но, случается, и больше.

– Какова динамика этого показателя? Есть рост или, наоборот, снижение?
– Незначительный рост. Скорее всего, он связан с увеличением числа автомобилей и низкой культурой вождения.

– За какое время вы доезжаете до ДТП?
– В первую очередь мы едем туда, где есть пострадавшие либо перекрыта дорога. Затем, в зависимости от времени аварии, по очереди.

– Что должен сделать водитель, если попал в ДТП?
– Согласно Правилам дорожного движения РФ водитель обязан выставить знак и включить световую сигнализацию. Если есть пострадавшие, необходимо сообщить медикам, затем в полицию. Назвать адрес, количество пострадавших, состояние, по возможности сохранить следы: тормозной путь, чтобы проще и точнее замерить и зарисовать схему. Инспекторы делают привязку к зданиям и знакам, берут объяснения с водителей, выдают соответствующие документы. Если есть погибшие, всё намного серьёзнее. Следователи зарисовывают схему, а инспекторы ГИБДД оказывают им содействие: регулируют дорожное движение, подчиняются следователю.

– Зачем инспекторы ГИБДД иной раз совершенно беспричинно останавливают водителей? Вроде бы никаких оснований для этого нет: и правил человек не нарушал, и автомобиль у него в порядке. Эти бесконечные проверки документов лично меня унижают. У нас что, режим чрезвычайного положения?
– А что значит «беспричинные остановки»? Если инспектор получает ориентировку на угнанный автомобиль такой-то марки, то разве это не причина, чтобы останавливать для проверки все такие машины? Что касается проверки транспорта, то знали бы вы, сколько выявляется в таких случаях разных нарушений, а то и преступлений! И наркотики изымаем, и оружие, и поддельные документы, и угнанные машины…

– С негативом в ваш адрес от водителей встречаетесь?
– Негатив есть, но это единичные случаи. В основном водители понимают, что инспекторы ГИБДД нужны. Ведь если нас не будет, на дорогах начнётся хаос.

– Как вы считаете, в связи с переименованием милиции в полицию повысилась ли репутации стражей порядка в глазах простых граждан?
– Моё мнение, что сейчас есть позитивные сдвиги в этом отношении. В наших рядах появились молодые свежие лица, пройдитесь хотя бы по кабинетам. Вы увидите, что везде порядок, чистота, нет больших очередей, сотрудники вежливы, подтянуты, все возникающие вопросы решаются компетентно.

– Вернёмся к проблеме низкой репутации вашего брата среди населения. Согласитесь, мириться с этим нельзя.
– Не отрицаю, ситуация серьёзная. Но решение проблемы – как улица с двусторонним движением. Это зависит не только от нас, но и от самих граждан. Требуется взаимное уважение.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы