Люди из титана

Текст: Сергей Скворцов

Валерий Колпаков – человек из титана... Это без пафоса, просто по факту. Он оттуда, из цеха No35, где плавят металл серебристо-белого цвета. В 1959 году с товарищами по цеху выпустил первую партию титана на БТМК. Был прессовщиком, печевым, мастером, секретарём партбюро цеха. Выйдя на пенсию, возглавил Совет ветеранов АВИСМЫ, ещё один «цех», где, как в пчелином улье, всегда кипит жизнь и работа.

- Валерий Леонидович, позвольте спросить: как поживают ветераны предприятия, что имеют, так сказать, в материальном выражении?
– Неплохо живём, грех жаловаться. А имеют в зависимости от стажа. Предприятие доплачивает каждому пенсионеру 15 рублей за год работы. Вот, считайте, металлург, отработавший на производстве 40 лет, получает ежемесячную доплату в 600 рублей. Кроме того, идут выплаты к праздничным дням – Дню металлурга, Дню пожилого человека. Нынче был приказ женщинам 60 и старше и мужчинам 65 лет и старше выплатить по 700 рублей. Ну и само собой, комбинат выделяет средства на культурно-массовые мероприятия, путёвки в профилакторий, ветераны имеют возможность бесплатно ходить в бассейн, пользоваться лыжной базой. Кроме того, в Доме спорта «Титан» постоянно работает для нас группа здоровья.

– Не всегда ведь, наверное, так было. Вы ведь, Валерий Леонидович, разные времена помните. Как, например, жилось ветеранам в 90-е при Ходорковском? Да и вообще комбинату в целом...
– Да, времена непростые были. Со сбытом было тяжело, задержки зарплаты. Было дело, как-то в металлургическом цехе остановили второй корпус. Но знаете, не могу сказать, что ветеранов обижали. Основные социальные льготы сохранялись. На комбинате всегда было так заведено, что ветераны – это святое...

– Ну хорошо, а когда в нулевые директором стал Владислав Тетюхин, как его ветераны восприняли?
– Положительно. Как сейчас помню, Совет ветеранов организовал с ним встречу в ДК металлургов. Владислав Валентинович вышел, рассказал о развитии титановой промышленности, о перспективах самолётостроения, ракето- и судостроения. И знаете, ветераны как-то сразу ему поверили. Чувствовалось, что не только для себя старается человек.

– Говорят, Владислав Валентинович очень простой в общении. На ваш взгляд это правда?
– Удивительно простой. Что сейчас, когда стал советником гендиректора, что в тот достаточно долгий период, когда сам был генеральным. Никакого высокомерия, что я, мол, директор – этого нет вообще. Помню, как-то на вечере в ДК металлургов я к нему с каким-то вопросом по Совету подошёл. А он и говорит, обращайся к исполнительному директору, к Диме обращайся... Или другой случай, но уже в Салде. Останавливает одного ветерана и начинает расспрашивать про значок, которым того когда-то наградили. Вот так с любым может запросто заговорить независимо от положения человека. Я сам, помню, как-то на встрече Тетюхина с молодёжью... стою, вдруг кто-то дёргает за край пиджака. Что такое, думаю, оборачиваюсь: Тетюхин! Ну что, говорит, как дела? Поговорили.

– А чем Владислав Тетюхин поразил вас больше всего?
– Да был тоже один случай. Летом этого года отмечали 80-летие ВСМПО в парке культуры и отдыха Верхней Салды. Так вот, торжество, официальные речи. Выходит на сцену Тетюхин выступать перед ветеранами ВСМПО. А в тот день жара стояла, и Владислав Валентинович был в рубашке с короткими рукавами и в шляпе. Вот, говорит, ВСМПО добилось огромных успехов, вышло на мировой уровень. Всё это сделали вы, всё только вашим трудом. Большое, говорит, вам за это спасибо. Снимает шляпу и кланяется ветеранам чуть ли не до земли. Никто, конечно, этого не ожидал, да и я тоже. С другой стороны, в этом эпизоде весь Тетюхин. Вот такой он человек.

– Валерий Леонидович, а с другим знаменитым директором, Клавдием Циренщиковым, вы не общались? Про него ведь тоже чуть не легенды ходят.
– К сожалению, общался очень мало. Но запомнился случай, как раз после рождения моих сыновей-двойняшек. Мы с женой и сыном в однокомнатной квартире жили, а тут нас сразу пять стало. Я тогда уже мастером работал. Пошёл на приём к Циренщикову, говорю, так и так, сыновья родились, тесновато нам будет. Он отвечает: хорошо, осенью получишь квартиру. Месяц проходит, меня вызывают: иди, говорят, за ордером. Дали трёхкомнатную на улице Марата. Как в 1968 году туда въехал, так в ней и живу.

– Вы, как многие помнят, были депутатом. Чем из сделанного за время депутатства особенно гордитесь?
– Главное, пожалуй, Треугольный сквер, который расположен в моем бывшем округе. То, что смогли его благоустроить, сделали комфортным для отдыха. Не я только, конечно, в сотрудничестве с властью, с тогдашним мэром Мотовиловым. Обсуждали, спорили, напоминать приходилось. Жаль, ротонду не успел сделать. Она там должна стоять, где сейчас лев.

– А что ещё не успели? Или, может, что-то ещё предстоит?
– Есть одна задумка, которую нам всем обязательно надо осуществить. Я уже говорил об этом с Сергеем Петровичем (мэром – прим авт.). Надо ещё одну книгу издать о березниковских ветеранах-участниках Великой Отечественной войны. Их ведь живых совсем мало осталось, можно сказать, горстка. В нашем Совете, к примеру, всего 19 человек. И в городе их немного – меньше двухсот. Зато какие люди! Есть те, кто Берлин брал, палил по нему артиллерией под освещение прожекторов. Книга нужна обязательно. И про живых, и про тех, кого нет с нами. Сергей Петрович со мной согласился. Будет, говорит, книга. А он человек слова.

– Валерий Леонидович, вы всю жизнь прожили в Березниках. Город тогда рос, развивался. А сейчас на ваш взгляд у него есть перспективы? Или, как считают некоторые, отсюда надо уезжать?
– Думаю, есть. Даже уверен. Предприятия-то работают: АВИСМА, «Уралкалий», «Азот», «Сода»... Да и новые рудники строятся. Стали бы они их открывать, если б не было перспектив? Да и куда ехать? Вот у меня три сына. Здесь у них работа, семьи, дети. Куда они поедут?


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы