История жизни человека с Камы

Текст: Николай Ананьев

На днях мне довелось встретиться с интересным человеком Анатолием Ильичом Сивковым. Я с большим интересом слушал историю его жизни и воспоминания об отце, простом бакенщике с Камы, человеке нелёгкой судьбы.

НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ГОРОДСКИМ
Родился Анатолий в посёлке Орёл Молотовской области (ныне Пермский край), в простой многодетной семье. Его отец Илья Иванович 1900 года рождения вначале работал на почте, развозил письма, телеграммы и посылки на лошади. Там он встретил свою первую жену Анну Михайловну, она работала начальником почты, они поженились. Но жена была сугубо городским человеком и не хотела жить в деревне, заниматься хозяйством и стала Илью Ивановича уговаривать переехать в город. Он всегда отказывался, ссылаясь на то, что хозяйство всегда прокормит, а работа – она сегодня есть, а завтра её может и не быть. Однажды Илья Иванович возвратился с работы, а жены дома нет, как нет и её вещей, только девятимесячный сын Борис лежит в люльке.

На бракоразводном суде Илья Иванович рассказал о том, что жена бросила дома одного без присмотра ребёнка, а сейчас проживает в городе, и у неё ничего нет для того, чтобы воспитывать их ребёнка. У него же, напротив, кроме работы, есть крепкое хозяйство: корова, овцы, куры, и он сможет лучше обеспечить сына, чем мать. В итоге суд решил оставить сына с отцом, так они и жили вдвоём до самой войны 1941 года. Борис вырос хорошим парнем, играл на гармошке, его все уважали, и он ко всем относился с почтением. В 1941 был призван на фронт, попал в десантный лыжный батальон на Ленинградском фронте. Потом домой пришло извещение, что Борис пропал без вести…

Второй женой Ильи Ивановича стала Софья Михайловна 1905 года рождения. Она работала уборщицей в конторе, затем перешла в Пожвинскую путевую дистанцию ВКТУП конюхом. В их семье росло семеро детей.

В конце 20-х годов глава семьи со своей лошадью отправился работать на строительство города Березники. На строящиеся производства устраивались местные крестьяне, комсомольцы, шабашники, завербованные со всех уголков страны, и даже ссыльные. Труд был в основном ручным, а из «механизации» только лошади, на которых приезжали на заработки крестьяне из соседних деревень.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
Перед началом войны Илья Иванович работал связистом на телеграфе. На войне, когда призвали, тоже был связистом, воевал при обороне Москвы у города Ржев. В бою был ранен осколком в щёку, ему выбило все зубы, сломало челюсть. В госпитале его подлечили, но в щеке осталась дыра, и его отправили домой, чтобы он там смог подлечиться.

Прошло два месяца, его вызвали в военкомат и спросили: «Как ваше самочувствие после ранения? Как сейчас ваша рана?».

Илья Иванович снял повязку с лица, которой он всегда закрывал рану, чтобы не смущать и не пугать людей, и в дыру в щеке высунул язык, на что в военкомате немало удивились и отпустили домой.

После этого отец устроился в рыбацкую артель бригадиром, так как он был местным и знал как заядлый рыбак все местные рыбные места. Семья поселилась в маленькой избушке на самом берегу реки. Отцу предложили стать бакенщиком, зарплата была небольшой, но зато можно было свободно рыбачить и заготовлять сено для своего хозяйства. Вместе с отцом пошёл работать и старший брат Анатолия – Герман.

Илья Иванович слыл в округе большим знатоком рыбалки. К нему начали ездить из Березников любители-рыболовы. Частыми гостями были первый секретарь Березниковского горкома партии Сергей Никитич Трудов, известный хирург, доктор медицинских наук Александр Павлович Носков со своей женой.

Глядя на страдания и неудобства мужчины, связанные с ранением, Александр Павлович предложил ему лечь в больницу и сделать операцию на щеке по сращиванию тканей. Полученная на войне рана не затягивалась: бывало, Илья Иванович закурит, а дым выходит в отверстие в щеке, а если ест, не прикрывая щёку рукой, еда вываливается наружу. В больнице хирург сшил ему рану по краям, и она всё же срослась, но остался большой шрам, а сломанную челюсть врач восстановить не смог, поэтому отец питался в основном молочными продуктами.

В 1956 году подняли уровень воды в Камском водохранилище, и их избушку, в которой они жили, затопило, пришлось перейти на работу в Верхне-Камский технический участок пути (ВКТУП) Камского бассейнового управления. В то время на бакенах и на береговых знаках применяли керосиновые лампы. На ночь их зажигали, а утром гасили. На береговых знаках лампы опускали вниз при помощи сторожки – верёвки из мочала. Внизу у лампы очищали от нагара внутренние стёкла и поднимали обратно на высоту 7-8 метров.

Под конец жизни Илья Иванович стал работать конюхом. Все дети о нём заботились и всегда во всём ему помогали.

Окончив ремесленное училище, старший сын Герман начал работать судомашинистом на пароходе «Память Акулова», капитаном судна в ту пору был Проскуряков из Орла. Они ходили до Перми и Красновишерска, а когда вода в Каме падала, их пароход поднимался вверх по течению только до Рябинино.

А другого сына – Глеба 1928 г.р. взяли работать кочегаром на буксирный пароход «Углич». Однажды их отправили на уборочную в деревню, где работники жили в доме впятером. Работали на износ, а кормили плохо, и тогда они украли полкило сливочного масла. За это им всем дали по пять лет. Свой срок Глеб отбывал на строительстве КамГЭС. Условия там были ужасные. Многие погибли от голода и болезней, старожилы говорили, что вся станция стоит на людских костях. Отбыв полностью свой срок, Глеб устроился на локомобиль: топишь топку дровами и нагреваешь пар, затем этот пар приводит в движение генератор, который вырабатывает электроэнергию, и от него уже работала пилорама и было электричество.

Анатолий Ильич сызмальства был помощником в своей большой семье. С 6 лет начал самостоятельно ловить рыбу и перевозить на лодке людей через Каму на сенокос в Усолье. При переправе лодка шла неровно, сил у него не хватало грести вёслами, тогда пассажиры кричали ему «влево», «вправо». В 1946 году Анатолий пошёл в школу, в 1953 году закончил 7 классов и поступил в Кудымкарский лесной техникум. Вместе с ним поступила туда же и его старшая сестра после 10 классов, сразу на третий курс. Отец сказал, что учёбу двух детей он не потянет. Анатолий пошёл учиться в восьмой класс Орлинской школы. Окончив 8 классов, стал работать в Таманском леспромхозе.

ПАРОХОДЫ-ПАРОХОДЫ…
В 17 лет Анатолий Ильич поступил в ремесленное училище (РУ-23) в Нижней Курье по специальности судомашинистслесарь. Кроме скудного питания всех учащихся обеспечивали формой и жильём.

После первого года учёбы Анатолия и ещё двух парней из группы направили на пароход «Ползунов». На пароходе их всех сразу же включили в штат помощниками кочегаров. На вахте всегда стояли кочегар и помощник, поэтому парням, как и взрослым, платили зарплату, да ещё и кормили два раза в смену. На пароходе парни отработали май, июнь, июль, а в августе отдыхали, как на каникулах.

В 1958 году Анатолий закончил училище лучше всех, ему сказали: «Выбирай любой пароход». И он выбрал пароход «Роза Люксембург». Этот пароход пригнал из Ростова-на-Дону его брат Герман и был на нём первым помощником механика, а Анатолия поставили старшим судомашинистом. Пароход ходил от Перми до Красновишерска, был грузо-пассажирским, капитаном был Котельников из Орла.

Толя провёл на пароходе всю навигацию. Зимой работал на судоремонте, притирал краны, вентили, разбирал механизмы и ремонтировал их. Во время ремонта повздорил с механиком, а рядом стоял пароход «Софья Перовская», и он ушёл на этот пароход. Здесь он быстро пошёл на повышение: его назначили вторым помощником в первую навигацию, затем в следующую навигацию стал первым помощником. В зимнее время поступил учиться сразу на две специальности: вечером на дизелиста, а днём на паровика-механика (механик по паровым машинам).

КАМСКИЕ СТРИЖИ
Пока Анатолий учился, ему давали отсрочку от службы в армии. 14 ноября 1961 года, когда он уже закончил учёбу и отработал навигацию, пришла повестка из военкомата. Служить отправили в город Камышлов Свердловской области, где в течение 10 месяцев он учился на связиста-радиотелеграфиста. Учились работать на ключе и на телеграфных аппаратах СТ-35 и СТ-2М. После учёбы его отправили в Германию, в город Нейрупин. Попал в батальон связи старшим телеграфистом, а через год был назначен начальником радиостанции. Отслужил три года и вернулся домой в конце декабря 1964 года.

К его возвращению из армии пароходы списали, на их смену пришли теплоходы на дизтопливе. Так как его знали по прежней работе, ему предложили перевезти всю дистанцию из Пожвы в Орёл, а это контора, конюшня и складские помещения. Нужно было найти людей для работы. Всё имущество перевозили на большой барже «Т-203», экипаж называл её «Татьяной». Грузоподъёмность баржи была 300 тонн, длина 43 метра, ширина 10,5 метра. Эта баржа исправно работает до сих пор.

За участком был закреплён теплоход «Стриж» проекта Р-376 ленинградской постройки. На «Стриже» Анатолия Ильича поставили помощником капитана и помощником механика. Зимой учился на капитана в школе командного состава в Нижней Курье. В следующую навигацию его направили капитаном-механиком «Стрижа», на нём он отработал 9 лет. Когда теплоход «Стриж» забрали на капитальный ремонт, Анатолию Ильичу дали новый теплоход «Перепел», на нём он отработал более 20 лет.

Вся жизнь Анатолия Ильича была связана с рекой. Он не только работал на речных судах, но и строил для себя лодки и держал своё хозяйство, которое всегда помогало выжить. В то время в Орле люди держали в своих дворах более пятисот коров, а нынче всего восемь коров на весь посёлок. Несмотря на свои годы, Анатолий Ильич полон сил и попрежнему любит рыбалку, собирает ягоды и грибы.


Автор – краевед
Источник: «Березниковская неделя» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы