Титановые властелины неба

Текст: Ольга Шапкина

В сентябре в подмосковном Жуковском прошёл 11-й Международный авиационно- космический салон «МАКС- 2013». Это крупнейшая и одна из самых авторитетных выставок достижений авиационной и космической промышленности. На площадках МАКСа побывали наши коллеги из пресс-службы ВСМПО.

«Некрасивых самолётов не бывает!» - эти строки песни Вадима Захарова всё время крутились в голове во время осмотра статической экспозиции выставки и демонстрации лётной программы на МАКСе-2013. И неважно - снята с производства крылатая машина или мы разглядываем опытные образцы, впервые представленные взорам широкой публики, самолёты - это всегда зрелищно.

А учитывая, что практически во всех проектах самолётостроения в той или иной мере присутствует наш титан, то обход нескольких тысяч квадратных метров выставки в Жуковском был истинным удовольствием.

ТЕПЛОХОД НЕБА
При входе на лётное поле эмоции посетителей сразу «берёт в плен» самый крупный авиалайнер в мире - беkоснежный двухпалубный «Теплоход неба» - Airbus-380. Компанию ему составляют транспортные самолёты Ан-70 и Ил-476. Далее экспозиция разделяется на гражданскую и военную. Огромные очереди традиционно выстраиваются около легендарных истребителей - «Сушек», МИГов и ЯКов. Сфотографироваться в салоне на фоне военной машины считается особой удачей.

Среди отечественных новинок салона был представлен региональный лайнер «Сухого» - «Суперджет 100-lr». Модель повышенной дальности, которая сможет преодолевать до 4 500 тысяч километров, в отличие от базовых трёх тысяч. Видеокамере пресс-службы ВСМПО удалось запечатлеть момент передачи первой машины новой модификации заказчику - компании «Газпром».

Особое место в экспозиции занимает сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, разработанный КБ Туполева ещё в 60-е годы. Его можно назвать одним из самых изящных воздушных судов, как доказательство - огромная очередь желающих попасть на экскурсию в салон. Повышенный интерес публики вызвали новые вертолёты - военные, учебные, бизнес-модели. Машины холдинга «Вертолёты России» - дочерней компании «Оборонпрома» - раскинули лопасти винтов на шести сотнях квадратных метрах. Опытные образцы Ми-171а2, Ка-62, первая машина, выпущенная в международной кооперации, транспортно-пассажирский Ми-38 оказались под прицелом фото- и видеокамер.

КРЫЛОМ К КРЫЛУ
Чем ещё уникальна экспозиция? Тем, что «крылом к крылу» на лётном поле выстроены машины крупной и лёгкой авиации - гидросамолёты, планеры, небольшие учебные модели.

На выставке демонстрирует свою мощь отечественная авиация и её зарубежные конкуренты. Было любопытно увидеть, например, модели канадских авиастроителей - Bombardier, украинские - Ан-158. А ещё Жуковский - это встреча поколений. Здесь можно увидеть новенькие истребители Су-30 СМ и «дедушку авиации» - аэроплан, названный по фамилии французского лётчика Фармана. Московская компания «Русские авиашоу» воссоздала по чертежам русский вариант французского первого серийного летательного аппарата «Фарман», который вы-пускался в России большими партиями, на котором летал ещё Михаил Громов - основатель института в Жуковском.

Илья ДЕЕВ, инженер компании «Русские авиашоу»: «Конструкция «Фармана» полностью идентична прототипу. Единственное - двигатель, конечно, современный. 12 лет сотрудники Университета гражданской авиации собирали материал в архивах и в Интернете. Общий вес модели 487 килограммов, поэтому мы его сертифицируем как сверхлёгкий летательный аппарат».

ИЛЮША
Словно родному, обрадовались мы товарному знаку «Пермские моторы» - логотипу одного из давних партнёров корпорации. Свои! Ну, здравствуй, «Илюша»! Пермские двигатели мы узрели на модернизированном Ил-76.

Владимир ИРИНАРХОВ, Заслуженный лётчик России: «Первый полёт это воздушное судно совершило около года назад, сейчас машина приступила к первому этапу совместных испытаний с Минобороны России: само-лёт предназначен для военно-транспортной авиации. У него сейчас более мощные двигатели. Дополнительная тяга улучшает лётно-технические характеристики: для взлёта машине нужны более короткие полосы, меньше расход топлива. Уже начато серийное производство».

К слову, заметим, что Пермский моторный завод недавно получил крупный заказ на поставку двигателей для тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А.

Борис ШАПОШНИКОВ, начальник управления закупок ОАО «Пермский моторный завод»: «Пока контракт заключён на шесть лет с перспективой продления. В этом году мы уже отгрузили четыре двигателя . В следующем году по условиям контракта должны отгрузить 12 двигателей, но планируем сделать 16, и дальше - по нарастающей. У нас есть время расширить узкие места, принять людей, поскольку, когда количество двигателей возрастёт до 70 изделий в год, дополнительные кадры могут понадобиться».

20 ТОНН В НЕБЕ
Всего в небо над Жуковским за дни выставки поднялось более 100 летательных аппаратов. Изумительную технику показали девять пилотажных групп: «Стрижи», «Соколы России», «Беркуты» на шести ударных вертолётах, «Русские витязи», которые испытали истребитель нового поколения Су-30 СМ.

Чего только не выделывали пилоты! И полёты хвостом вперёд, и «штопор», когда самолёт вращается на большой скорости, и «бочку» с поворотом на 360 градусов, и «мёртвую петлю». Цветной дым при выполнении манёвров позволял чётко проследить траекторию движения, оценить сложность и чистоту исполнения фигур простого, сложного и высшего пилотажа. Комментатор полётов подзадоривал публику: «Вы только представьте: 20 тонн в небе!»

На самом деле, с земли казалось, что управлять машинами довольно легко, - так органично они заходили на виражи. Ревели двигатели истребителей, стрекотали винты вертолётов при показательном десантировании, салютом расходились в воздухе самолёты при групповом пилотировании, крылатые машины взлетали и заходили на посадку с интервалом от трёх до семи минут.

Но над лётным полем воцарялась тишина в момент выполнения «колокола». Немного о технике «колокола»: после крутого набора высоты истребитель теряет скорость, комментатор усиливает восприятие фигуры: «Скорость 100. Скорость 50. Скорость 0» (разумеется, километров в час). Самолёт зависает в воздухе, затем начинает падать с поворотом корпуса в ту или иную сторону, круто пикирует. Зрелище непередаваемое!

Высокое мастерство покаpали и гости выставки - пилотажная группа французских лётчиков и китайские авиаторы подразделения «Первое августа», пилотирующие реактивные истребители четвёртого поколения.

ПРИЗНАНИЕ НА ВЫСОТЕ
МАКС - уникальное место, где все встречи объединены префиксом «авиа»: авиаматериалы, авиаконструкторы, авиастроители, авиашоу... И никого не удивляло, что к стенду нашего металлургического предприятия подходило столько людей в формах авиа-подразделений - гражданских и военных.

Пользуясь случаем, мы спросили лётчиков, испытателей, инженеров по обслуживанию, что бы они пожелали нашему предприятию, работающему на авиакосмическую отрасль.

Геннадий ТЕРЕХОВ, лётчик пилотажной группы «Русь»: «Работа есть всегда и у лётчиков, и у тех, кто делает самолёты. И к этой работе предъявляются самые жёсткие требования. Их выполнение невозможно без таких качественных материалов, которые производит, в том числе, ваша корпорация. Поэтому вам - процветания и дальнейшего развития!»

Владимир ДУДКО, полковник ВВС: «То, что вы делаете на благо авиации, заслуживает уважения. Успехов всем сотрудникам корпорации!»

Борис МАКАРОВ, инженер-пилот 1 класса гражданской авиации: «Я облетал весь Советский Союз вдоль и поперёк, начиная от Минска и заканчивая мысом Дежнёва, там я садился на лёд, возил картошку на самолёте Ил-14. Медведя могу научить летать, поэтому хорошо понимаю, что значит качественный материал в самолётостроении. Ценю вклад салдинского предприятия. О титановой столице России слышал много хорошего».

Подводя итоги участия Корпорации ВСМПО-АВИСМА в международном авиасалоне, хочется заметить, что все намеченные встречи состоялись. В течение нескольких дней МАКСа менеджерам и топ-менеджерам службы маркетинга корпорации удалось конструктивно обсудить огромное количество вопросов с нашими партнёрами и «утрясти» проблемные аспекты договорных отношений. График переговоров очень плотный, поэтому всего несколько минут нашлось для интервью пресс-службе ВСМПО у Дмитрия Охлопкова, заместителя начальника управления по продажам в авиакосмос:

Дмитрий ОХЛОПКОВ: «Вопросы обсуждались, в основном, рабочие. Есть встречи, которые нам необходимы, есть встречи, необходимые заказчикам. Многих интересуют сроки поставок, часто мы обсуждали подробности контрактов на следующий год. Выставка прошла очень продуктивно».

А ещё международный салон - это общение давних знакомых, объединённых общей задачей работы на авиакосмос, и новые встречи, которые могут обернуться новыми партнёрскими отношениями, но это - тема следующего репортажа.


Источник: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс