Последний причал

Анна Вавилова — одна из немногих селян, которые выживают в Быстрой круглый год.

Когда жители деревни Быстрой, оторванной от автодорожного сообщения, увидели движущийся по улице УАЗ, диву дались. Ничего подобного в их глуши никогда не бывало.

ОТЧАЯННЫЙ ШАГ
Однажды водитель УАЗа Владимир решился на беспрецедентный поступок: проложить путь по бездорожью от основной трассы к дому своей родни. 13 километров Владимир преодолел за 7 (!) часов, едва не убив машину. Она то и дело застревала в глинистых лужах, натыкалась на упавшие деревья. До седьмого пота пассажиры толкали автомобиль, пилили стволы деревьев бензопилой, убирая их с пути.

Это был вынужденный шаг во время ремонта теплохода – единственного средства связи между Быстрой и внешним миром в летнее время. В позапрошлом году после печально затонувшей «Булгарии» березников-ский «ОМик» около месяца доукомплектовывали спасательными средствами, и на это время жители далекой глубинки оказались полностью отрезанными от внешней цивилизации.

Помимо восьми жителей, круглый год обитающих в Быстрой, летом там трудятся и отдыхают около восьмидесяти дачников. Для многих из них – это не просто красивые места, а малая родина. Тянутся они сердцем к покосившемуся от времени отеческому дому, отменной рыбалке, великолепной природе. Но с каждым годом возможность добраться туда становится более шаткой.

С тех пор как два года назад открылось автобусное сообщение по маршруту «Березники - Кудымкар» речные перевозчики сократили маршрут «Березники - Пожва» – теплоход стал ходить только до Быстрой. Чтобы узнать, как сегодня живется там людям, мы отправились на теплоходе по водной магистрали.

СТРАХОВКА ОТ ИЗОЛЯЦИИ
Четверг выдался дождливым. Пассажиры, которых было не более тридцати, и собака по кличке Умка, заняли места в салоне. Глядя на уныло стекающие по оконному стеклу капли, за которым расплывались зеленые берега, я вспоминала свою давнюю поездку из Пожвы и рассказ добродушного старичка с большим рюкзаком:
– Как белочка осенью запасаюсь на зиму продуктами, – говорил он. – Доплыву на теплоходе из Быстрой до Городища, пока он идет до Пожвы и обратно, накуплю муки, соли, сахара и домой вернусь этим же рейсом.

Где же теперь отоваривается старожил Быстрой, если дальше плыть некуда, а своего магазина в деревне давно уже нет?

– Те, у кого в Орле и Березниках живут родственники, ездят туда за продуктами по субботам. Сделают нужные покупки, а в воскресенье возвращаются обратно, – вводят в курс дела пассажиры. – Кто-то просит соседей свозить их на лодке в Городище. Конечно, все это требует дополнительных расходов. В советские времена по Каме ходил плавмагазин, почему бы не вернуться к этой практике?

Скромный мужчина средних лет по имени Николай, с которым мне удалось познакомиться на теплоходе, решил для себя транспортный вопрос кардинально. Он купил подержанный трактор.

– Я продлил себе лето, теперь можно жить в деревне до первых заморозков. В период, когда теплоход уже не ходит, а по тонкому льду еще нельзя передвигаться, трактор позволяет доезжать до основной дороги: встретить родных, приезжающих на выходные, а в случае необходимости – добраться до больницы в другой населенный пункт. Трактор – моя страховка от полной изоляции, – рассказывает Николай.

Межсезонье самое уязвимое время для быстрян. Летом и зимой они чувствуют себя защищённей. В теплое время года в деревню три раза в неделю ходит теплоход, курсируют лодки. В морозы администрация Усоль-ского района поддерживает зимник на протяжении 21 километра. По зимнику и водному пути можно получить медицинскую помощь, поддержать почтовое сообщение, попросить соседа сгонять на буране в Таман за продуктами. У жителей Быстрой, особенно тех, кто остается зимовать, развито чувство взаимовыручки. Шутка ли – остаться совсем одним в такой глуши.

В прошлом году Ефросинья Давыдова решила перезимовать в Быстрой. Дочь с зятем помогли ей запастись продуктами и комбикормом для коровы, которую оставила соседка, уехавшая жить в город. Намучилась на зимовье Ефросинья Никифоровна. Колодец замерз, приходилось снег топить. Воды нужно было много – корова по три ведра за раз выпивала. А как завьюжит, наметет, пожилая женщина едва успевала двор расчищать от снега. С электричеством перебои случались не раз, хорошо, что по старинке выручала керосиновая лампа. Когда у пенсионерки заканчивались продукты, выручал сосед, который из Березников приезжал на выходные, добираясь в глушь Уральскую по отработанной схеме: на машине до Орла, а оттуда на буране до Быстрой.

ВОДЫ БЫ ГЛОТОК
Три часа времени в пути за разговорами пролетают незаметно. От дачников и местных жителей я узнаю с какими проблемами в Быстрой справились, а с какими – еще предстоит. В прошлом году Пыскорское сельское поселение выделило средства на оборудование остановки на берегу и спуска к реке. Местные мужики сами сколотили небольшой деревянный павильон и лестницу. А вот очистить действующий колодец и обеспечить материалом под новый сруб в поселении всё только обещают. Людям приходится на лодках ездить к роднику.

– Колодцы, которые находятся в деревне на возвышенности, пересыхают. Тем, кто живет у берега, проще, можно протянуть водные насосы, а нам сложно вверх шланги тянуть, это дорого, – говорит Андрей Радионов. – Нужно решать вопрос с водой. Людям приходится летом ездить на родник, зимой снег топить, он, конечно, чистый, но хочется нормальных условий жизни.

– С электричеством нужно разобраться, – подхватывают другие быстряне. – Пройдет гроза, несколько дней нет света. А все потому, что по новым нормативам деревья вырубают на расстоянии 2,5 метров от ЛЭП, в то время как в советские времена рубили на расстоянии 5 метров. В результате деревья часто падают на линию электропередач. На ликвидацию аварии требуется много времени и средств. Бывает, не дождемся от энергетиков помощи, сами едем столбы поднимать.

НЕ ПРОПАДЁМ!
Показался берег с причалом «Быстрая» и горсткой местных жителей, пришедших встретить родных с теплохода. Как правило, у прибывших из города тяжелая поклажа. Налегке трусит одна собака Умка рядом с тринадцатилетней хозяйкой Юлей, приехавшей отдохнуть к бабушке.

– У нас тут очень хорошо, – рассказывает «пришлым», прогуливающаяся по берегу дачница. – Свежий воздух, ягоды, грибы. Да и работы хватает – огороды немаленькие, по 15 соток. Сейчас дома здесь редко продаются, стоят они по нынешним временам копейки: от 10 до 30 тысяч рублей.

Еще одна местная достопримечательность — стоящий на берегу таксофон, хотя большинство быстрян пользуется мобильной связью. Стучимся в калитку к местной жительнице Анне Вавиловой, которая, по словам селян, одна из немногих проживает в Быстрой круглый год. Собачьего лая не слышно, да и от кого здесь охранять хозяев. Зато в хлеву блеют овечки.

Когда-то Анна Николаевна жила в этом доме с родителями, семью братьями и сестрами. Теперь проживает вместе с племянником. Без мужской руки в доме было бы трудно. К тому же у племянника – лодка, в магазин сам ездит, не надо соседей просить, деньги платить. Еще и без работы не сидит: устроился сторожем на заимку — охранять частные угодья под Таманом.

– А если занеможете в старости, где жить будете? – спрашиваю бабу Аню.
– У меня сестра в городе живет, к себе примет, если ослабну, – спокойно отвечает пенсионерка.

Провожаю взглядом бревенчатые домики, выделяющиеся черными квадратами на фоне белых берез. Мне понятно беспокойство жителей деревни: пойдет ли в очередной раз старенький «ОМик» по реке, смогут ли они снова увидеть родные места, их ожидания, связанные с тем, что когда-то в эти края, наконец, проложат дорогу для связи с «большой землей».

И рядом с негодованием в отношении чиновников разных уровней, не способных десятилетиями решить проблему транспортного сообщения деревни в душе рождается восхищение потенциалом простых русских людей, способных выживать в самых сложных условиях, их редким терпением. Вот и в березниковском речпорту в течение часа они смиренно ожидали автобус до города. Как выяснилось... о них просто забыли.

ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ:
И.о. заместителя главы Усольского района Руфина Новикова: «В настоящее время нет финансовых возможностей на строительство дороги к деревне Быстрой. Мы не станем откликаться на предложения дилетантов о временной подсыпке просек гравием, потому что завтра на этих местах образуются провалы. А если строить дорогу по всем нормативам, то на один километр дороги из щебня потребуется около 15 миллионов рублей. Но вопрос о соединении Быстрой с автомагистралью как-то нужно решать. С каждым годом «пробивать» речной маршрут становится всё труднее. Этим летом мы планируем изучать трассу, прилегающую к населённому пункту. В перспективе попытаемся войти в федеральную программу «Сельские дороги». Со следующего года мы планируем на средства, полученные по этой программе, начать строительство дороги «Ощепково – Шемейный».


Автор – корреспондент газеты "Березники Вечерние"
Опубликовано: газета "Березники Вечерние"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


социальное напряжение