Верхом на звезде

Текст: Роман Коротаев

Практически все, что Роман Семенюк делает в жизни, так или иначе связано с творчеством. В его дом в Николаевом Посаде мы со спутниками приехали, чтобы посмотреть на звезды. Кроме прочего, Роман Семенюк увлекается еще и астрофотографией - фотографированием небесных тел. Поразительной красоты хобби.

У порога дома нас встречают два щенка. Когда открывается входная дверь, навстречу выбегает пестрая кошка, которую Рома зовет Тушенкой. Вообще-то, это производная от клички кота «Пушок». Пушок-Пушонка-Тушенка. Креатив — жизненное кредо Ромы, даже в мелочах.

На звезды засматривался с детства. С тех пор, как мама принесла школьный учебник астрономии.

— Мне лет пять тогда было, — говорит Рома, — я вопросы разные стал задавать про звезды, а мама и говорит, что есть, мол, учебник по астрономии, но тебе, наверное, трудно его читать будет, он для 10-го класса. Но я все-таки настоял. Вот когда мне шесть лет исполнилось, она мне его и принесла. По этому учебнику вся страна училась в свое время, Воронцов-Вельяминов — автор. Помню, я эту книгу тогда зачитал чуть не до дыр. Ну конечно, я тогда далеко не все там понял.

Первый этаж дома Семенюков еще в ремонте. Дом — самострой, купили каркас и сами строили. Верхний этаж уже жилой, а в нижнем еще нет внутренней отделки, оборудованы только прихожая и кухня. С кухни выход на открытую террасу, где Рома как раз и занимается наблюдением за небесными телами.

ДОРОГОЕ АСТРОХОББИ
В полупустой комнате на диване огромный тубус — главное астрономическое сокровище, телескоп. Рома заказывал его через интернет, отдал 24 тысячи. Не самый дорогой аппарат.

— Это что, — комментирует мой присвист хозяин дома, — фанаты-любители и по сто тысяч рублей аппараты покупают. Астрономия — хобби дорогое, а астрофотография — еще более дорогое.

В соседней комнате массивная тренога, очень похожая на мобильную станину для крупнокалиберного пулемета. На самом деле, это абсолютно мирное изделие. На него крепится экваториальная монтировка — устройство, которое может автоматически вести телескоп по нужной траектории.

Дело в том, что мироздание все время движется. Планета Земля перемещается по своей орбите и еще вращаеnся вокруг собственной оси. Фотосъемка звездных объектов происходит на длительных выдержках. Если теле¬скоп закрепить неподвижно, то за время фотографирования объект просто «уйдет» из объектива или получится смазанным на фото. В этом мы убедимся уже через 15 минут.

НЕБО НАКРЫВАЕТ С ГОЛОВОЙ
Роман вытаскивает и устанавливает треногу с экваториальной монтировкой. При помощи специального устройства прицеливает всю конструкцию на Полярную звезду. Катя Семенюк, жена Романа, выносит на террасу сам телескоп. Передает его мне. Не-сколько метров я несу его бережно, как ребенка. Аппарат хоть и объемный, но легкий, пустотелый. Передаю его владельцу. Рома так же бережно устанавливает телескоп на монтировку. Колдует над окулярами. Фотографировать сейчас не надо, поэтому нужен обычный окуляр для визуального наблюдения.

— В более-менее реальном времени мы видим только относительно близкие объекты. Даже лунный свет идет до Земли при-мерно секунду. Солнце видим с задержкой чуть больше восьми минут. А остальное звездное небо — это просто безумное прошлое. Это даже трудно осознать. Некоторых звезд не стало еще до того как сформировалась наша планета, а их свет все еще идет до нас. Мало какие хорошо заметные объекты находятся от нас на расстоянии до 100 световых лет. Большая часть — это тысячи и миллионы световых лет. Эти расстояния и это время просто в го¬лове не укладываются. — Роман отыскивает на небе комету Панстаррс и готов показать ее мне и моим компаньонам по поездке.

Эту комету открыли в июне 2011-го. Максимального приближения к Земле она достигла в марте текущего года. В это время ее можно было увидеть на небе даже невооруженным глазом. А сейчас, в середине апреля, даже в окуляре телескопа она выглядит пятнышком размером со спичечную головку. Но в окружении остальных звезд и прочих небеcных тел даже это выглядит завораживающе. Роман не включал механизмы, которые ведут телескоп, поэтому комета довольно быстро перемещается в окуляре. Уже через пару-тройку минут Панстаррс снова приходится брать «на прицел».

— Я за ней давно наблюдаю, — говорит Роман. — Она становится то ярче, то бледнее, перемещается, меняется ее хвост. Ее параметры зависят от того, насколько она удалилась от Солнца или приблизилась к нему. Она уже мне как
родная, — улыбается Рома.

* * *
Хочется увидеть нечто еще более эффектное. Прошу Романа: «Давай на Луну посмотрим! Смотри, какое небо ясное и какая она сей¬час красивая!». Роман соглашается: «Пожалуй, можно и на Луну» . Нацеливает аппарат на самый древний спутник Земли. Сначала берет небольшое увеличение, луна целиком помещается в окуляр телескопа. Смотрим, любуемся.

— Давайте теперь посильнее увеличим, — говорит Роман и снова колдует над окуляром, добавляя к нему какие-то удлиняющие детали с линзами. Теперь космическая красота достигает пика. Луна во всем великолепии. Видно каждый кратер. Кажется, что вот-вот увидишь воткнутый американцами флаг или один из советских луноходов.

АСТРОФОТО
На каком-то этапе просто наблюдение перестало удовлетворять творческие потребности Романа. Захотелось большего. Астрофотография дает возможность не только полюбоваться красотами самому, но и поделиться ими с другими людьми.

— На фотографии, после обработки, можно получить гораздо больше деталей, — объясняет Роман. — Например, ту же Андромеду видно даже невооруженным глазом. Но в телескопе она вы¬глядит просто как туманное пятнышко. Ну, ядро еще видно. А когда фотографируешь, то дела¬ешь где-то 50 снимков. Потом в компьютерной программе их друг на друга накладываешь, усиливаешь соотношение «сигнал/шум» и начинают проявляться рукава и прочие детали.

Лучше всего снимать в мороз. Если большинство техники от¬носится к низким температурам крайне капризно, то телескоп только холод и любит. Наиболее качественные снимки получаются, когда аппарат для наблюдения за небесными телами максимально охлажден. Чем больше «труба», тем больше ее нужно охлаждать. Роман рассказывает, — астрофотографы-маньяки монтируют в «трубу» различные системы охлаждения. В самый мороз у них внутри «трубы» вращаются вентиляторы, которые дополнительно охлаждают зеркала телескопа. Это нужно, чтобы достичь высокой четкости изображения, которая теряется от турбуленции теплого воздуха или запотевания зеркал.

Кстати говоря, самые красивые журнальные фотографии космоса получаются именно у астрофотографов-любителей. В интернете существуют их сообщества. Русскоязычное — одно из самых крупных в мире. Люди обмениваются информацией, ведут календарь космических событий, путешествуют в точки планеты, откуда лучше всего наблюдать те
или иные события.

* * *
Наш сеанс наблюдения окончен. На втором этаже уже накрыт стол. Нас ждет дымящаяся груда пельменей и чай со сладостями. Катерина, супруга Ромы — девушка, каких еще поискать: потрясающее сочетание практичности, терпения и гостеприимства. Добрейшей души человек.

* * *
Время за полночь. Мы с компаньонами выезжаем из темнеющего Николаева Посада. Уличного освещения по ходу нашего движения нет. Над нами огромное ясное небо, полное звезд в вечном движении. Где-то там несется комета Панстаррс, летит к Земле метеоритный дождь Лириды, мчатся невидимые никем астероиды, один из которых недавно так шумно прибыл в Челябинскую область... Думается о вечности и о том, что на фоне всего этого ты лишь молекула космической пеcчинки с названием Земля.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото: Олег Оньков
Астрофото: Роман Семенюк
Редакция «БВ» благодарит Виктора Топтыгина за предоставленный транспорт.
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы