Рынок стражи

Текст: Роман Коротаев

11 марта сотрудники частных охранных агентств, частные детективы и телохранители отметили свой профессиональный праздник. Закон «О частной детективной и охранной деятельности», в честь которого учрежден праздник, был принят в 1992 году. Но вот профессия «охранник» появилась в Едином справочнике профессий РФ только в 2009-м. На текущий момент в Березниках рынок охранных и детективных услуг несколько перегрет. На нем действует более 20 частных охранных предприятий (ЧОПов).

Практика, когда крупный и средний бизнес создает ЧОП исключительно под собственные нужды, распространена и в Березниках. Названия таких предприятий, как правило, известны даже не всем участникам профильного рынка, не говоря уже о посторонних наблюдателях. Поэтому в данном материале речь пойдет о публичных компаниях, ориентированных на широкий круг потребителей.

Сегодня в березниковской сфере охранных услуг действуют три наиболее крупных игрока — ЧОПы «Шериф», «Цербер» и «Щит и меч». Эти три компании, по весьма условной оценке, занимают примерно 70% местного рынка. Остальные 30% распространены между более мелкими охранными предприятиями.

БИЗНЕС НЕ ДЛЯ КАЖДОГО
Довольно широко распространено ошибочное мнение, что охранный бизнес — простой способ заработать. Об этом свидетельствует как активное появление новых ЧОПов в течение последних трех лет, так и вымывание с рынка «ветеранов». В частности, по разным причинам, ушли в небытие такие, некогда крупные фирмы, как «Вади» и «Элас». А исчезновения мелких игроков попросту даже никто и не заметил. Причем «Элас», например, растворился, как считают участники рынка, как раз-таки по причине неграмотного руководства новых собственников. А мог бы работать и работать. Для этого было все — и техническая база, и проверенный временем трудовой коллектив, и постоянные клиенты.

Один из наших экспертов, бывший заместитель директора «Эласа», ныне директор ЧОПа «Цербер-Верхнекамье» Игорь Соловей, считает, что бизнес в сфере охраны имеет свои особенности и не подходит для случайных людей.

В ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В средних и малых городах, к тому же, успех охранного бизнеса (как, впрочем, практически любого мелкого бизнеса) завязан на персоналии. Клиенты «покупаются» не столько на известный бренд, сколько на имя конкретного человека. Зная, кто руководит, можно с высокой степенью достоверности делать предположения о качестве предлагаемых услуг. Любые же крупные проколы в работе, моментально становятся достоянием общественности и, зачастую, довольно быстро отражаются на количестве клиентов.

Сверхдоходов в сфере охраны никогда не было, а в существующих условиях жесточайшей конкуренции на местном рынке, ЧОПам приходится бороться буквально за каждого клиента. При этом крупных игроков, по понятным причинам, мелкие новички раздражают. Поэтому некоторые «тяжеловесы» рынка зачастую не брезгуют ценовым демпингом, считая, что могут себе это позволить. Что, разумеется, не может не отражаться на качестве услуг. Например, как можно представить себе охранника, работающего за 8-9 тысяч в месяц? Правильно — только в образе вечно пьющего и влипающего в разные унизительные передряги Александра Родионовича Бородача, персонажа юмористической передачи «Наша Раша» с телеканала «ТНТ». Будет ли оперативник из группы быстрого реагирования рваться в бой на защиту имущества клиента (потенциально рискуя при этом жизнью) за зарплату в 10-11 тысяч? Ответ очевиден.

Впрочем, Александры Бородачи — традиционная проблема глубинки. В столице и региональных центрах подобные персонажи, как правило, завсегдатаи фирм подвизающихся на самом дне рынка. А вот непосредственно в регионах даже ЧОПы работающие под известными и уважаемыми российскими охранными брендами сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Да и общий уровень региональных цен на услуги охраны (и, как следствие, невозможность поддерживать зарплату сотрудников на высоком уровне), тоже не способствует решению этой проблемы.

БЕЗ БАРЬЕРОВ
Ситуация с административными барьерами в Березниках, как отмечают участники рынка, напротив, более благоприятна, чем в столице. В России органом, контролирующим сферу охранных услуг, является полиция. В сердце родины ее сотрудники, нередко занимаются поборами с охранного бизнеса. Благо, профильное законодательство дает для этого множество рычагов.

В глубинке же, в частности в Березниках, ни один из руководителей, даже на условиях анонимности, на правоохранительные органы не жаловался. Напротив, руководители ЧОПов отмечают, что работают в тесном сотрудничестве с полицией, регулярно прибегая к взаимовыручке.

Данная версия полностью укладывается и в рамки логики. Не смотря на то, что штат местного отдела полиции вроде бы и укомплектован, имеющейся численности все равно не всегда хватает для оперативного решения масштабных задач. Например, когда срочно требуется перекрыть как можно большую площадь города патрулями. Подмогу из Перми или соседних населенных пунктов быстро не вызвать (да и по внутриведомственным политическим соображениям это не всегда удобно), а группы быстрого реагирования местных ЧОПов всегда под рукой и в относительной «боеготовности». С другой стороны, в повседневной деятельности ЧОПов также нередки ситуации, когда полномочий, предоставленных законом об охранной деятельности, не хватает и требуется участие в деле сотрудника полиции...

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ЗАКОН
Стоит также напомнить, что в 2009 году в сфере охранных услуг произошло ужесточение лицензионных требований. Речь о Постановлении № 498 Правительства РФ, утвердившего «Положение о лицензировании частных охранных предприятий».

В частности, на все виды услуг, оказываемых ЧОПом, теперь приходится получать отдельную лицензию. Ужесточились требования и к материально-техническому оснащению ЧОПов. Охранные предприятия обязаны обеспечить круглосуточный режим работы дежурной части, принять в штат специалиста по обслуживанию технических средств охраны, юриста, приобрести в собственность транспортные средства, обеспечить всех охранников средствами связи с дежурным подразделением.

Работники ЧОПов в обязательном порядке должны быть оснащены средствами пассивной защиты — шлемами и бронежилетами. Кроме того, если раньше ЧОПы уведомляли органы внутренних дел о начале оказания охранных услуг в течение пяти дней, то теперь в случае вооруженной охраны имущества они должны это сделать не позднее, чем за 12 часов до начала охраны. А при транспортировке грузов — незамедлительно.

В момент введения Постановления в действие некоторые собственники восприняли ужесточение требований как дополнительные административные барьеры. Некоторым полулегальным охранным предприятиям пришлось сменить статус. Например, перестать именовать себя ЧОПами. «Охранники» стали «вахтерами», которые не носят оружия. Но теперь, по словам руководителей берез-никовских охранных агентств, лицензионные требования мало у кого вызывают возмущение и воспринимаются как стандарты цивилизованного бизнеса.

В целом, несмотря на постоянное движение и жесткую конкуренцию, местный рынок охранных услуг можно назвать сформировавшимся. На фоне все той же конкуренции совершенствуются технические средства охраны, а цена услуг более-менее стабильна. Хотя, качество подготовки и личная дисциплина сотрудников ЧОПов, уже по отзывам клиентов, в ряде случаев, все еще оставляют желать лучшего.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс